Яков Кедми: голубая мечта Вашингтона – объявить России такую же блокаду, как объявлена Кубе

Здравствуйте, друзья. Мы с вами на канале ITON.TV в программе «Особая папка». Меня зовут Марк Горин, со мной в студии мой компетентный собеседник Яков Кедми. Здравствуй, Яша. На Украине в ее истории произошло незаурядное событие. Древний Киев и страна в целом отметили первую годовщину майдана. Прошел год, все следили за событиями, которые там происходили. Были жертвы, была война, были события. А ради чего все это? Чего народ Украины добился и что он потерял за этот год? С чем он пришел к этой годовщине?


Во-первых, я бы более правильно определил – первая годовщина второго майдана. Мне кажется, не последнего. Второе – война не была, война идет. Она сейчас в менее активной стадии, но она идет. И в отношении продолжения войны, и в отношении нового майдана вероятность довольно высокая, и не знаю, чего выше. Может быть, и того, и другого. Тех, кто относится к этим событиям, я бы разделил на две категории. Одна категория – это большинство, это те, кто занимаются пропагандой. Это политики, которые пытаются использовать все, что происходит с Украиной, для подтверждения каких-то своих целей. Их мало интересует развитие событий. Они вылавливают то или иное. Это большинство. Не интересно с ними даже дискутировать. Небольшая часть пытается оценить это более или менее профессионально, но и среди них господствующее положение занимают те, которые рассматривают проблему того, что происходит на Украине, как проблему Украины и России.

Можно и так сказать, хотя, на мой взгляд, это не единственный аспект.

Мало того, что не единственный. На развитие событий в основном в будущем, чтобы определить, как это развитие может быть, надо посмотреть, а что это такое вообще. И тут я позволю себе попытаться проанализировать, а как Москва видит эти события. С точки зрения Москвы, нет проблемы между Украиной и Россией. Нет проблемы между украинским народом и Россией. А то, что произошло на майдане – на втором, так же как и на первом, и то, что происходит вообще вокруг бывшего Советского Союза и Восточной Европы, в Москве видят как целенаправленную политику Соединенных Штатов на ослабление России, которая получила новый толчок после некоторых безответственных решений Горбачева, которые привели и к развалу Советского Союза, и к заключению в последние годы соглашений с Соединенными Штатами в первую очередь, которые цинично были использованы Соединенными Штатами на ослабление России. Так же в Москве видится то, что было в Югославии. Гражданская война в Югославии, совершенно ненужная, совершенно лишняя, но направленная в первую очередь против России и российского влияния. Так же рассматривается расширение НАТО на восток. В таком же ключе можно видеть и грузинско-российский конфликт, который произошел. Без Соединенных Штатов его бы не было. И в этом же аспекте рассматривается как первый майдан, так и второй. Первый закончился плачевно, второй еще не закончился плачевно, но идет в том же направлении, только в более высоком темпе развития. Если говорить об основной проблеме, которая есть, основная схватка идет между Россией, которая видит в этом угрозу своей безопасности, и Соединенными Штатами, которые мобилизовали Европу. Не только Европу, но и Англия придерживается антироссийской политики еще со времен Ивана Грозного и вела ее постоянно за исключением Второй мировой войны, когда ее существование было на волоске. И Россия видит в этом продолжение той же имперской политики Соединенных Штатов, той же имперской политики Великобритании. Но конфликт между Россией и Соединенными Штатами опять-таки не основной конфликт. Основной конфликт это попытка Соединенных Штатов сохранить свою мировую гегемонию перед угрозой все более усиливающегося Китая, как экономически, так и политически, так и в военном плане.

Так они же подталкивают в объятия Китая таким образом, если мы так рассматриваем.


Они не подталкивают. Так уж получилось, что в Соединенных Штатах решили, что основной компонент, который усиливает Китай и без этого компонента Китай не сможет добиться таких успехов и противостоять американскому давлению, это Россия. И поэтому, видя смычки между Китаем и Россией, Россию как более слабое звено, Соединенные Штаты контролируют все равно, пытаясь привести к полной изоляции. То есть я могу сказать, что голубая мечта людей в Вашингтоне – объявить России такую же блокаду, как объявлена Кубе. Без того, чтобы за Кубой что-то стояло. А пока они пользуются санкциями. Но целенаправленная политика на изоляцию России везде, где можно и как можно, это одна из целей американской политики и по определению российских властей. И я бы обратил внимание – когда шел этот дешевый спектакль в Австралии, почти никто не обратил на это внимания, параллельно с этим Шойгу приехал в Китай. И он вел переговоры с министром обороны, кроме руководства, и интересно, что во время этих переговоров сказал министр обороны Китая. Он сказал, что первоочередная цель Китая это усилить и вывести на более высокий уровень военное сотрудничество между Китаем и Россией. Ну, как говорят по-русски, а против кого дружить будем? То, что американская политика рассматривается в последнее время как агрессивная и со стороны Китая, они так видят действия Соединенных Штатов и их поведение в тибетском конфликте, в сындзяньськом конфликте. Хотя в Сындзяне однозначно это были исламские элементы. И американцы, знают, так же как другие, что террористов из Сындзяня, уйгуров, тренировали в лагерях, которые существовали на деньги Бен Ладена. И они представляют экстремистский ислам, такой же как «Аль-Каида» и такой же, как ИГИЛ с другими. Но это им не мешает. И последние события в Гонконге. И попытка вдруг провести какой-то плебисцит в Макао. Все это Китай рассматривает как угрозу того же порядка, как и сегодняшние события на Украине. Если Россия рассматривает это не в спектре российско-украинских отношений и не в спектре того, что происходит на Украине, а как глобальный конфликт, в котором стоит на карте безопасность и будущее России, то и поведение, и отношение, и участие России в этом конфликте совершенно другое. То есть это уже не проблема, будет во главе Украины Яценюк или Порошенко, что и как там говорят. А проблема совершенно по-другому стоит. И если присоединение Крыма к России в большей степени, как это определил сам президент России, была в свете угрозы НАТО, то вероятное НАТО как таковое уже не рассматривается как вариант для Украины в ближайшее время. Несмотря на все потуги Яценюка, несмотря на все заявления, которые сделала коалиция, что Яценюк сказал, что основная наша цель вступить в НАТО. Извините, а майдан был для того, чтобы Украина вступила в НАТО? Если это основная проблема, о которой говорит человек, который сегодня премьер-министр на Украине. Других проблем на Украине нет?

Его ведь так везде и называли – евромайдан. Они хотели в Европу. Из-за этого майдан.

Это разные вещи. Когда премьер-министр Украины, который пришел к власти из-за этого майдана, говорит, что основная проблема и основная цель – это вступление в НАТО, то оставьте, пожалуйста, Евросоюз. НАТО это НАТО, а Евросоюз – Евросоюз. Евросоюз не угрожает России, НАТО – да. Так для этого делали майдан? Это он решил озвучить?

Я так понимаю, что вопрос о НАТО встал тогда, когда они стали бояться России.


То, что сказал Яценюк, не когда они стали бояться России, а это была с самого начала цель. Об этом же говорили и после первого майдана. Но проблема для России стоит еще более острая. Допустим, НАТО из-за своей сложности не примет Украину.

Весьма вероятно.

Эта проблема решена. А что мешает американцам завтра в двустороннем порядке подписать соглашение с Украиной о размещении на территории Украины американских военных баз? Ничего. И как всегда действовали американцы? Если удавалось через Организацию Объединенных Наций, шли через Организацию Объединенных Наций, не удавалось – не удалось с Ираком, американцы начали без ООН. Так и тут. Удастся Соединенным Штатам – через блок, нет – они могут в одностороннем порядке. В Катаре самая большая американская база на Ближнем Востоке. Без всяких решений с блоком. То есть, учитывая стремление и попытку угодить американцам и желание угодить американцам и озвучивание основной цели этого второго майдана премьер-министром Украины – вступление в НАТО, вступление в НАТО – это шаг, против России, угрожающий России, так Россия это рассматривает. Будет ли это НАТО, или будут американские базы без НАТО – это все равно. Вот когда много лет назад во всем мире говорили об угрозе Ирана Европе, американцы вышли с идеей размещения системы противоракетной обороны в Европе. И Россия сказала: вы извините, то, о чем вы говорите, это не против Ирана, это против нас. Американцы, закатив глаза, сказали: да нет, о чем вы говорите, это только против Ирана. С Ираном американцы договариваются, этот вопрос уже решен. Они сейчас как юристы, они о формулировках говорят. Но в принципе этот вопрос давно решен. А базы строятся. И сегодня в свете украинского конфликта никто не скрывает, что базы в сущности-то против России. То есть Россия рассматривает этот вопрос как вопрос своей безопасности, своего будущего. И поэтому она будет реагировать дальше, именно исходя из этой точки зрения, а не из положения на Украине или где какие силы там будут чего делать. А демократических сил совершенно, конечно, нет, потому что демократия на Украине или в стиле Пакистана или в стиле Афганистана или в стиле Саудовской Аравии, не важно, какая она будет.

У нас, кстати, выпал из поля зрения вопрос о годе майдана на Украине. Что стало с Украиной за это время?

Во всем, что я говорил, сама Украина как субъект отсутствовала. То есть Украина это было поле, на котором идет глобальная борьба, которое было использовано кем-то в глобальной игре, а Украина за это платит. Практически в Украине на сегодня ничего из того, о чем говорили в свое время на первом майдане, ничего не осуществилось. За исключением ухода Януковича. Но Янукович бы ушел и без силового давления, то есть по времени мог уйти совершенно спокойно. То, что было причиной – экономическое соглашение с Европой, его нет. Есть политическое соглашение, а экономическое отложено аж до 2016 года, может быть. Подписано, отложено. Если до этого не будет еще одного-двух майданов. Теперь, с точки зрения борьбы с коррупцией, которую поднимали, то это опять обернулось сегодня тем, что олигархи, которые грабили, продолжают грабить Украину еще более бесстыдно, чем было раньше. Демократия? Ну, демократию мы видели совершенно на этих выборах. То есть когда штурмовики правят бал на улицах и, называясь теми или иными политическими группировками, любых политических противников пытаются задавить и физически, и подгоняя под это законы. Так демократия тоже не прогрессирует, а деградирует на Украине. Даже та условная демократия, которая была при Януковиче. Хотя вряд ли можно назвать то, что было при Януковиче, демократией. Но по сравнению с тем, что творится сегодня, это все-таки более демократические институты, чем сегодня. Что еще? Гражданская война идет. Раскол в украинском обществе по всем фронтам. Банды, которые носятся и работают на одного или другого олигарха по всей Украине. Экономика в полном провале. То есть Украина, по определению западных экономистов, на грани полного экономического краха. И как бы не было до майдана – была плохая экономика, но сегодня она практически уже не существует, она разваливается. Те голубые мечты, которыми морочили головы простым украинцам – мы идем в Европу, и завтра каждый из вас сможет поехать когда угодно и куда угодно – в Германию, во Францию или другую страну, а голубая мечта всех украинских граждан сегодня – найти работу в Европе. То есть об Украине никто не думает. Государство, основное население которого хочет работать за границей, от этого не выиграет, оно только проиграет. Это не маленькое государство, которое может жить на деньги, которые присылают иностранные работники. То есть все, что произошло с прошлого майдана до нынешней даты, за год, это одна сплошная катастрофа, которая пронеслась и проносится над Украиной, но причина этому – глобальный конфликт, который еще больше и больше развивается. И он будет дальше развиваться. И именно от результатов этого конфликта и от того, как Россия себя поведет в рамках того, что она считает отстаивать свою безопасность и свое будущее и свое право определять свое развитие, и будут как производная результаты на той шахматной доске, которая называется Украиной. Или той, что от нее останется. То есть на территории Украины по аналогии с известным анекдотом об армянском радио в советские времена: на территории Украины будет такая борьба за демократию, что там камня на камне не останется. Вот к этому и идет.

Рискну спросить: ты считаешь, что России хватит экономического потенциала, учитывая санкции, учитывая разницу в ее национальном продукте с Соединенными Штатами и с Европой, для того чтобы решать те необходимые задачи а масштабе того конфликта, о котором ты сейчас говоришь?


Вопрос не совсем точный. Хватит ли России экономического потенциала, чтобы противостоять действиям Соединенных Штатов, независимо от Украины? Потому что те проблемы, которые сегодня у российской экономики, эти проблемы начались вне всякой связи с Украиной. Это естественные проблемы как результат недостаточно эффективного на сегодняшний день экономического устройства России, которое было эффективно по сравнению с ельцинским периодом, но сегодня уже нужно искать новые формы, если Россия хочет развиваться. Санкции к этому только добавили, они не являются причиной экономических трудностей России. Поскольку основные проблемы экономики России – внутри России, то совершенно понятно, что так же, как и в любой другой стране, если российское руководство найдет способ решать свои внутриэкономические проблемы, оно сможет тогда развиваться, несмотря на попытки ограничить и затормозить ее развитие. Украина тут не при чем. То же самое как Соединенные Штаты свои проблемы пытались и пытаются решать внутренние проблемы, сами по себе, независимо от внешних факторов. Внешние факторы могут добавить, но они не определяют. А как всегда, в политике все зависит от решимости и готовности руководства принять нужные решения в нужный момент. Не пытаясь уйти от принятия решений за промежуточными фантомными результатами.

Вы знаете, друзья мои, та картина, которую нарисовал Яша, столь впечатляюща, что мне даже не хочется комментировать. И честно говоря, я не знаю, как это комментировать. Единственное, что всплывает в памяти, – тоже фраза из советского анекдота: «скажите, а другого глобуса у вас нет?». Видимо, развитие событий само покажет, насколько все это на самом деле серьезно и опасно, то, о чем мы с вами говорим.

Россия решила быть серьезным государством, играющим на международной арене и развивающимся так, как она считает нужным. Вот теперь у российского руководства возможность – докажите, способны ли вы, чтобы ваша страна, во главе которой вы стоите, действительно была тем, чем вы хотите. Это их проблемы.

Комментариев нет: