Сколько продержится дешевый бензин на наших заправках?

Резкое удешевление бензина в последние дни стало приятным сюрпризом для автолюбителей. Однако уже на следующей неделе цена снова может поползти вверх. Трейдеры вынужденно пошли на этот «бонус», чтобы остановить обвал продаж топлива. Они надеялись, что после предоставления кредита МВФ Нацбанк наконец-то откроет им более-менее свободный доступ к валюте. И, похоже, ошиблись...



Шведские психологи пришли к выводу, что «заядлый» водитель отвыкает от руля за три с половиной недели. Столько времени нужно, чтобы пережить «ломку» от вынужденного расставания с автомобилем и немного привыкнуть к другим, менее комфортным условиям передвижения.

Если машина остается для него недоступной дальше, идет закрепление рефлекса. И постепенно автомобиль превращается из чего-то незаменимого (как трусы под одеждой) в средство передвижения при явной необходимости: съездить за город, перевести груз. А на работу или за небольшими покупками человек привыкает ходить пешком. Или ездить общественным транспортом.

В шведской версии еще присутствовал велосипед. Кажется, именно под «велосипедизацию» населения проводилось это исследование. Не из экономии денег на бензин, а ввиду заботы о сохранении природы. Но... Украина – не Швеция. И не Европа, как бы нам туда не хотелось. У нас нет культуры ездить в офисы на велосипедах (как шведы или голландцы) или на мопедах (как итальянцы). Наши жизненные условия, привычки и все остальное «заточены» под автомобили.

Поэтому, когда цены на бензин выросли, многие автолюбители начали отказывать себе во всем, но продолжали ездить. Даже шутка появилась: себя накормил на 30 грн. в «Макдональдсе», а своего друга (четырехколесного) на 1,5 тыс. на АЗС.

 Но в какой-то момент настал так называемый предел платежеспособности. Когда цены взметнулись почти одновременно на все – продукты, товары первой необходимости, коммунальные услуги, а бензин А-95 «дополз» почти до 25 грн. за литр, многие водители сдались и поставили «друга» в гараж.

В итоге продажи рухнули почти на 50%. В крупных городах, где сосредоточено «все бабло мира» – на 40%. В Киеве – на треть, но за счет того, что здесь, в столице, сосредоточены госорганы, а им цены нипочем. Даже если А-95 будет по 70 грн., ни один чиновник, которому положена машина, не переложит свой зад даже на сидение такси. Я уже не говорю о метро.

Короче говоря, настала очередь нефтетрейдерам сдаваться на условия рынка: цены они опустили. Но при этом произошла метаморфоза, о которой обычный потребитель топлива не подозревает. Импорт бензина фактически свернулся, и развернулся внутренний рынок перераспределения топлива. Поскольку АЗС у нас сетевые, они просто перебросили свои запасы с тех комплексов, где торговли не было, туда, где еще что-то продавалось. В итоге в Одесской области, вдалеке от центральных трасс, большая часть заправок просто закрылись. А в Киеве наоборот появился «свежий» недорогой бензин.

Но такие фокусы возможны один раз. Ну, два раза. Все время перетаскивать бензин с одной заправки на другую трейдеры не смогут. Им в любом случае надо завести его по импорту. И в этом плане все питали сладкие надежды на «прибытие» сюда кредита МВФ. Дескать, не важно, что там прописано в условиях, главное – в страну, наконец, зайдут доллары.

Оптимисты также предвкушали, что через день-два закончатся сроки нацбанковских ограничений и начнут работать рыночные механизмы. Валюта появится на межбанке. Пусть даже и дорогая, но зато ее можно купить.

Ведь с 23 февраля, как подтверждают представители организаций нефтетрейдеров и аналитики, Национальный банк просто банально не продавал трейдерам ни доллара. При этом параллельно с 24 февраля были введены дополнительные ограничения, включая обязательную проверку импортных контрактов на сумму свыше $50 тыс., предусматривающих предварительную оплату, обязательное оформление аккредитива для исполнения импортного контракта с предварительной оплатой на сумму свыше $500 тыс., а также запрет на операции по кредитованию для покупки валюты.

 Дошло до того, что в одном из постановлений Нацбанк запретил продажу валюты предприятиям, если у них на счету есть 10 тыс. у.е.! Мера, которую эксперты однозначно оценили как истеричную в условиях катастрофического отсутствия валюты в стране.

И вот теперь, после принятия решения МВФ, все должно было наладиться, надеялись импортеры. Увы, холодный душ разочарования поджидал их уже на следующий день. Сегодня с утра окончательно стало ясно, что валютные ограничения не будут отменены как минимум до мая. И МВФ с этим согласился.

К тому же поползли слухи, что долларов на межбанке в свободном доступе не будет, как и раньше. Причина – Нацбанк пообещал Международному валютному фонду на конец 2015 года нарастить объем золотовалютных резервов (ЗВР) с нынешних официально $5 млрд. (а неофициально $1,5 млрд.) до $18,3 млрд. И скупать валюту по-крупному будет он один. Остальные – как получится.

Известный финансовый аналитик Александр Охрименко поясняет, что требование МВФ имеет характерный нюанс: «МВФ нам установил маячок не рост брутто-ЗВР, а рост нетто-ЗВР. За 2015 год Украина должна обеспечить рост нетто-ЗВР $2,2 млрд. Казалось бы, мелочь. Но нет. Нетто-ЗВР и брутто-ЗВР – это две большие разницы. Нетто-ЗВР – это общие резервы минус кредиты МВФ. Другими словами, МВФ хочет подстраховаться и требует, чтобы НБУ за 2015 год купил на межбанке валюты больше, чем получит в виде кредитов от МВФ и других МФО (международных финансовых организаций, – автор)».

Дальше аналитик провел простой математический подсчет и пришел к парадоксальному выводу. «А теперь самое интересное. Всего приход валюты в 2015 году от МВФ – $10 млрд.; от МФО, США и ЕС – $6,3 млрд.; скупка валюты НБУ на межбанке – $5,2 млрд. Итого – приход $21,5 млрд. Дефицит платежного баланса $9,3 млрд. Погашение старого кредита МВФ $1,4 млрд. Итого – $10,7 млрд. Сальдо $10,8 млрд. – эти деньги должны пойти на увеличение общей суммы ЗВР. Но минус $8,6 млрд. кредита МВФ. Итого $2,2 млрд. или всего нетто-ЗВР на конец 2015 года $9,7 млрд.».

Короче говоря, при таких расчетах выходит, что о свободном доступе к валюте на межбанке речь пока не идет. Как показывают сегодняшние торги, количество импортеров, допущенных Нацбанком к рынку, выросло незначительно и главным скупщиком долларов по-прежнему оставался НБУ.

Нефтетрейдеры пытаются пояснить это тем, что кредит МВФ просто еще не «доехал» до нас физически и дальше будет легче. Но при этом оптимизма в их комментариях заметно поубавилось. Операторы рынка говорят, что, если валюта и дальше будет «вне зоны доступа», в конце марта в Украине возникнет острый дефицит топлива. И цены вернутся на прежний уровень.

Егор Смирнов

1 комментарий:

  1. Анонимныймарта 13, 2015

    Короч, проценты пошли, а кредита так никто и не увидит.....

    ОтветитьУдалить