Как раскулачить Киев
Петр Порошенко обещает полностью «зачистить» Украину от олигархов
Киев запускает процесс удаления крупных бизнесменов от центров принятия решений и управления крупнейшими госпредприятиями. Об этом в субботу 28 марта заявил президент Украины Петр Порошенко.
«Моя ключевая позиция – это деолигархизация страны», – подчеркнул глава украинского государства в интервью телеканалу ICTV.
Говоря о ситуации, связанной с отставкой экс-губернатора Днепропетровской области, одного из богатейших людей Украины Игоря Коломойского, Порошенко отметил, что это «не был конфликт в середине власти», и что «дело не в фамилиях конкретных олигархов, а в самой системе».
И пояснил: «Я хочу порядок, они – хаос. Я не буду терпеть хаос. Мы не позволим больше повторения хаоса ни в Киеве, ни в каком-либо другом городе Украины», – заверил Петр Порошенко.
В качестве меры борьбы с «хаосом» украинский президент поддержал предложения кабмина об ужесточении условий освобождения из-под стражи подозреваемым в коррупции.
«Мы должны исключить возможность освобождения под залог коррупционера, преступника, который грабит государство в условиях войны, в условиях особого периода. Берешь взятки – ничто тебя не спасет», – пообещал президент Украины.
Раскулачивание олигархов Киеву действительно не помешало бы. Государство требует мобилизации ресурсов. В том числе, устранения различных «серых» схем управления государственными активами.
Скажем, тот же Игорь Коломойский еще недавно практически наравне с государством управлял главной нефтедобывающей компанией страны – «Укрнафтой» (на ее долю приходится добыча более 90% нефти на территории Украины). Государству в этом гиганте принадлежит 50% плюс одна акция. Структурам Коломойского – 42%. Тем не менее, до недавнего времени любые решения могли быть приняты лишь собранием акционеров, владеющих 60% процентами акций. Это значит, Коломойский имел полное право блокировать проведение такого рода собраний.
Недавно Порошенко изменил правила игры: Верховная рада приняла закон, снижающий кворум до 50% плюс одна акция, и теперь представители государства получили возможность принимать решения без людей Коломойского.
Именно поэтому Игорь Коломойский немедленно отправился в киевский офис «Укртранснафты» в компании вооруженных людей – разбираться с тем, что он назвал «рейдерским захватом».
Но пикантность ситуации в том, кампанию по раскулачиванию одних олигархов возглавляют… другие олигархи! Например, тот же президент Порошенко, который информации издания «Forbes-Украина» располагает состоянием в 750 миллионов долларов, и в рейтинге 100 богатейших людей Украины занимает восьмую строчку.
Что стоит за лозунгом о «деолигархизации Украины», и куда он заведет Киев?
– На мой взгляд, сейчас на Украине никакая деолигархизация невозможна, – считает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. – Просто потому, что олигархи находятся у власти. Но, безусловно, в последнее время стало очевидно: лозунги, которые выдвигались Майданом для борьбы с Виктором Януковичем, не воплощаются в реальную жизнь. В частности – лозунг о необходимости деолигархизации. Это порождает разочарование у населения, которое все меньше ассоциирует себя с нынешней властью.
Такое положение представляет опасность не только для Порошенко и других первых лиц, которую эту власть представляют, но и для внешнеполитических игроков. Поскольку если олигархи развалят Украину изнутри, использовать «незалежную» в качестве инструмента воздействия на Россию будет крайне сложно.
Кроме того, встает вопрос о ресурсах. У США сейчас нет возможности тратить на Украину десятки миллиардов долларов, европейцы тоже не спешат расставиться со своими миллиардами. Прежде, по мнению Запада, на Украине нужно навести элементарный порядок – заставить местные олигархические группы подчиняться центральной власти и заставить их делиться с центром доходами.
Я, кстати, не согласен со словами Порошенко о том, что олигархам выгоден хаос. Украинским олигархам выгоден не хаос, а так называемая латиноамериканская модель капитализма. Это модель, при которой все прибыли приватизируются олигархическими группами, а все убытки национализируются.
«СП»: – Порошенко действительно хочет эту модель разрушить?
– Порошенко занимается имитацией борьбы. На деле, истинное стремление власть имущих на Украине – договориться с олигархами и заставить их пойти на определенные уступки.
«СП»: – Почему на уступки пошел Коломойский?
– Коломойский, конечно, беспардонный, наглый и в чем-то даже смелый, но он – человек зависимый. Все украинские олигархические группы достаточно легко управляются Западом. Можно вспомнить олигарха Дмитрия Фирташа, который еще недавно чувствовал себя королем, но которого, тем не менее, арестовали в Австрии и выпустили на свободу под только рекордный залог в 125 миллионов евро.
Похожая история может случиться с Коломойским – и он, надо думать, отлично это понимает. Наверняка значительная часть его активов находится на счетах западных банков. Естественно, что западные спецслужбы, которые наверняка в курсе подробностей ситуации, могут оказывать на олигарха давление.
Я не считаю, что Игорь Коломойский полностью отказался от борьбы. Он, конечно, был вынужден уступить «Укртранснафту», которая является на 100% госсобственностью, и пойти на компромисс по «Укрнафте». Тем не менее, олигарх не лишился значительных активов, которые накопил рейдерским путем, и многие из которых он контролирует непрямым образом.
Та же «Укртранснафта» Коломойскому не принадлежала, но он ее контролировал через менеджеров и подкупленных депутатов Верховной Рады. Он уступил, потому что обстоятельства не оставляют ему выбора.
Думаю, примеру Коломойского последуют и другие олигархи – пойдут на соглашение с Киевом.
– Деолигархизация была одним из ключевых требований Майдана, – напоминает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. – Правда, в ту пору под олигархами подразумевался Янукович сотоварищи. Однако запрос на борьбу с олигархами, совершенно очевидно, имеется и в нынешнем украинском обществе. Поэтому история с Коломойским является раздражителем – причем, не только для большей части украинского общества, но и для Запада.
Олигархическая Украина раздражает Запад, поскольку не вяжется с идеалами, которым Киев подтверждал свою приверженность, а также с западным мировоззрением. Демократической, цивилизованной и ориентированной на Европу страной по определению не могут заправлять олигархи.
Нынешнее положение дел несет Киеву имиджевые потери. Раздражение общества отражается на рейтинге украинского президента – как известно, рейтинг Порошенко не просто пошел вниз, а вошел в крутое пике. По данным украинского социологического Центра Разумкова, если бы выборы президента проводились сейчас, то за Петра Порошенко отдали бы свой голос только 19,1% опрошенных, а за премьер-министра и лидера фракции «Народный фронт» Арсения Яценюка – и вовсе 2,9% избирателей.
В этой обстановке Киев ищет варианты исправления ситуации, чтобы хотя бы частично вернуть доверие к президенту. Сложность еще и в том, что президент Порошенко – сам олигарх, и давал обещание избавиться от своих бизнесов, заняв пост главы государства.
Обещания Порошенко, как известно, не сдержал. Вот и получается: если президент не в силах начать с себя, нужно начать с кого-то другого. Коломойский для этого – вполне подходящая фигура. Он не просто крупный бизнесмен, но и символ нынешней олигархической Украины, существующей уже после Януковича.
«Решая вопрос» с Коломойским, украинский президент демонстрирует свою состоятельность и уважение к идеалам, которые исповедует общество. В этом смысле стычка вокруг «Укрнафты» послужила отличным поводом, чтобы Порошенко мог разыграть карту деолигархизации.
Да, Порошенко не может в ближайшие сроки вернуть Донбасс или поднять уровень и качество жизни украинцев. Но изобразить борьбу с олигархами он пока в состоянии.
Тема деолигархизации становится доминантой политики Петра Порошенко. На мой взгляд, у него просто нет другого выхода. С этой точки зрения, борьба с олигархами – это сужающийся коридор возможностей президента Порошенко.
«СП»: – Насколько длинный этот коридор, что будет, когда станет очевидно: Порошенко не в силах «разобраться» с олигархами?
– На мой взгляд, нынешние «патриоты» Украины все же не заинтересованы в дестабилизации страны, как бы они не относились к Порошенко. Его могут воспринимать как меньшее из зол, он может даже вовсе потерять уважение, но государственного переворота в Киеве не будет. Российский фактор заставляет игроков на Украине делать хорошие мины при плохой игре.
Однако эта игра не может быть бесконечной. Не исключено, что в украинскую повестку дня встанут вопросы о проведении досрочных выборов – и президента, и парламента. Думаю, на решение проблемы с «выстраиванием» олигархов, и демонстрацию прогресса в этом направлении у Порошенко имеется весьма ограниченный резерв времени. Максимум – до конца 2015 года…
Андрей Полунин
Киев запускает процесс удаления крупных бизнесменов от центров принятия решений и управления крупнейшими госпредприятиями. Об этом в субботу 28 марта заявил президент Украины Петр Порошенко.
«Моя ключевая позиция – это деолигархизация страны», – подчеркнул глава украинского государства в интервью телеканалу ICTV.
Говоря о ситуации, связанной с отставкой экс-губернатора Днепропетровской области, одного из богатейших людей Украины Игоря Коломойского, Порошенко отметил, что это «не был конфликт в середине власти», и что «дело не в фамилиях конкретных олигархов, а в самой системе».
И пояснил: «Я хочу порядок, они – хаос. Я не буду терпеть хаос. Мы не позволим больше повторения хаоса ни в Киеве, ни в каком-либо другом городе Украины», – заверил Петр Порошенко.
В качестве меры борьбы с «хаосом» украинский президент поддержал предложения кабмина об ужесточении условий освобождения из-под стражи подозреваемым в коррупции.
«Мы должны исключить возможность освобождения под залог коррупционера, преступника, который грабит государство в условиях войны, в условиях особого периода. Берешь взятки – ничто тебя не спасет», – пообещал президент Украины.
Раскулачивание олигархов Киеву действительно не помешало бы. Государство требует мобилизации ресурсов. В том числе, устранения различных «серых» схем управления государственными активами.
Скажем, тот же Игорь Коломойский еще недавно практически наравне с государством управлял главной нефтедобывающей компанией страны – «Укрнафтой» (на ее долю приходится добыча более 90% нефти на территории Украины). Государству в этом гиганте принадлежит 50% плюс одна акция. Структурам Коломойского – 42%. Тем не менее, до недавнего времени любые решения могли быть приняты лишь собранием акционеров, владеющих 60% процентами акций. Это значит, Коломойский имел полное право блокировать проведение такого рода собраний.
Недавно Порошенко изменил правила игры: Верховная рада приняла закон, снижающий кворум до 50% плюс одна акция, и теперь представители государства получили возможность принимать решения без людей Коломойского.
Именно поэтому Игорь Коломойский немедленно отправился в киевский офис «Укртранснафты» в компании вооруженных людей – разбираться с тем, что он назвал «рейдерским захватом».
Но пикантность ситуации в том, кампанию по раскулачиванию одних олигархов возглавляют… другие олигархи! Например, тот же президент Порошенко, который информации издания «Forbes-Украина» располагает состоянием в 750 миллионов долларов, и в рейтинге 100 богатейших людей Украины занимает восьмую строчку.
Что стоит за лозунгом о «деолигархизации Украины», и куда он заведет Киев?
– На мой взгляд, сейчас на Украине никакая деолигархизация невозможна, – считает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. – Просто потому, что олигархи находятся у власти. Но, безусловно, в последнее время стало очевидно: лозунги, которые выдвигались Майданом для борьбы с Виктором Януковичем, не воплощаются в реальную жизнь. В частности – лозунг о необходимости деолигархизации. Это порождает разочарование у населения, которое все меньше ассоциирует себя с нынешней властью.
Такое положение представляет опасность не только для Порошенко и других первых лиц, которую эту власть представляют, но и для внешнеполитических игроков. Поскольку если олигархи развалят Украину изнутри, использовать «незалежную» в качестве инструмента воздействия на Россию будет крайне сложно.
Кроме того, встает вопрос о ресурсах. У США сейчас нет возможности тратить на Украину десятки миллиардов долларов, европейцы тоже не спешат расставиться со своими миллиардами. Прежде, по мнению Запада, на Украине нужно навести элементарный порядок – заставить местные олигархические группы подчиняться центральной власти и заставить их делиться с центром доходами.
Я, кстати, не согласен со словами Порошенко о том, что олигархам выгоден хаос. Украинским олигархам выгоден не хаос, а так называемая латиноамериканская модель капитализма. Это модель, при которой все прибыли приватизируются олигархическими группами, а все убытки национализируются.
«СП»: – Порошенко действительно хочет эту модель разрушить?
– Порошенко занимается имитацией борьбы. На деле, истинное стремление власть имущих на Украине – договориться с олигархами и заставить их пойти на определенные уступки.
«СП»: – Почему на уступки пошел Коломойский?
– Коломойский, конечно, беспардонный, наглый и в чем-то даже смелый, но он – человек зависимый. Все украинские олигархические группы достаточно легко управляются Западом. Можно вспомнить олигарха Дмитрия Фирташа, который еще недавно чувствовал себя королем, но которого, тем не менее, арестовали в Австрии и выпустили на свободу под только рекордный залог в 125 миллионов евро.
Похожая история может случиться с Коломойским – и он, надо думать, отлично это понимает. Наверняка значительная часть его активов находится на счетах западных банков. Естественно, что западные спецслужбы, которые наверняка в курсе подробностей ситуации, могут оказывать на олигарха давление.
Я не считаю, что Игорь Коломойский полностью отказался от борьбы. Он, конечно, был вынужден уступить «Укртранснафту», которая является на 100% госсобственностью, и пойти на компромисс по «Укрнафте». Тем не менее, олигарх не лишился значительных активов, которые накопил рейдерским путем, и многие из которых он контролирует непрямым образом.
Та же «Укртранснафта» Коломойскому не принадлежала, но он ее контролировал через менеджеров и подкупленных депутатов Верховной Рады. Он уступил, потому что обстоятельства не оставляют ему выбора.
Думаю, примеру Коломойского последуют и другие олигархи – пойдут на соглашение с Киевом.
– Деолигархизация была одним из ключевых требований Майдана, – напоминает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. – Правда, в ту пору под олигархами подразумевался Янукович сотоварищи. Однако запрос на борьбу с олигархами, совершенно очевидно, имеется и в нынешнем украинском обществе. Поэтому история с Коломойским является раздражителем – причем, не только для большей части украинского общества, но и для Запада.
Олигархическая Украина раздражает Запад, поскольку не вяжется с идеалами, которым Киев подтверждал свою приверженность, а также с западным мировоззрением. Демократической, цивилизованной и ориентированной на Европу страной по определению не могут заправлять олигархи.
Нынешнее положение дел несет Киеву имиджевые потери. Раздражение общества отражается на рейтинге украинского президента – как известно, рейтинг Порошенко не просто пошел вниз, а вошел в крутое пике. По данным украинского социологического Центра Разумкова, если бы выборы президента проводились сейчас, то за Петра Порошенко отдали бы свой голос только 19,1% опрошенных, а за премьер-министра и лидера фракции «Народный фронт» Арсения Яценюка – и вовсе 2,9% избирателей.
В этой обстановке Киев ищет варианты исправления ситуации, чтобы хотя бы частично вернуть доверие к президенту. Сложность еще и в том, что президент Порошенко – сам олигарх, и давал обещание избавиться от своих бизнесов, заняв пост главы государства.
Обещания Порошенко, как известно, не сдержал. Вот и получается: если президент не в силах начать с себя, нужно начать с кого-то другого. Коломойский для этого – вполне подходящая фигура. Он не просто крупный бизнесмен, но и символ нынешней олигархической Украины, существующей уже после Януковича.
«Решая вопрос» с Коломойским, украинский президент демонстрирует свою состоятельность и уважение к идеалам, которые исповедует общество. В этом смысле стычка вокруг «Укрнафты» послужила отличным поводом, чтобы Порошенко мог разыграть карту деолигархизации.
Да, Порошенко не может в ближайшие сроки вернуть Донбасс или поднять уровень и качество жизни украинцев. Но изобразить борьбу с олигархами он пока в состоянии.
Тема деолигархизации становится доминантой политики Петра Порошенко. На мой взгляд, у него просто нет другого выхода. С этой точки зрения, борьба с олигархами – это сужающийся коридор возможностей президента Порошенко.
«СП»: – Насколько длинный этот коридор, что будет, когда станет очевидно: Порошенко не в силах «разобраться» с олигархами?
– На мой взгляд, нынешние «патриоты» Украины все же не заинтересованы в дестабилизации страны, как бы они не относились к Порошенко. Его могут воспринимать как меньшее из зол, он может даже вовсе потерять уважение, но государственного переворота в Киеве не будет. Российский фактор заставляет игроков на Украине делать хорошие мины при плохой игре.
Однако эта игра не может быть бесконечной. Не исключено, что в украинскую повестку дня встанут вопросы о проведении досрочных выборов – и президента, и парламента. Думаю, на решение проблемы с «выстраиванием» олигархов, и демонстрацию прогресса в этом направлении у Порошенко имеется весьма ограниченный резерв времени. Максимум – до конца 2015 года…
Андрей Полунин
Комментариев нет: