Нужен ли России МиГ-31?
Недавно один товарищ озадачил вопросом — если МиГ-31 такой крутой самолет, почему мы его не выпускаем?
Причины «не производства» можно разделить на две группы: первая — из серии «Не можем», вторая — «Не хотим».
Из серии «Не можем»:
Как и со многими другими сложными и высокотехнологичными изделиями ВПК, с развалом Союза разрушена производственная цепочка. Ибо производит самолет авиационный комплекс далеко не один завод. В этом процессе участвует куча других заводов и контрагентов: двигатели делает второй, шасси — третий, фонарь кабины (точнее стекло для оного) — четвертый, БРЭО и прочую авионику — еще пятый, шестой и седьмой. Часть этих заводов уничтожена приватизирована, часть приватизирована да еще и осталась за рубежом.
На заводе в Нижнем Новгороде, где, собственно, собирали МиГи линия производства фюзеляжей давно уничтожена. Производство двигателей Д30Ф6 в Пермском МКБ (ныне «Авиадвигатель») тоже давно свернуто. Производство шасси — утеряно. Производство стекол фонаря кабины — тоже. Т.е. фактически производство самолета нужно восстанавливать практически с нуля.
Про вопрос из серии «Не хотим».
На слушаньях в Думе была озвучена цифра — 25 мрлд руб. необходимо для восстановления производства тридцатьпервого.
А надо ли? Главком, к примеру — против. Говорит — давайте лучше потратим эти деньги на разработку нового самолета.
А уже выпущенных 31-х армии достаточно, будем модернизировать — и этого нам хватит.
2. Сколько их?
Всего было выпущено 519 машин. Сейчас в составе ВВС числится примерно 300 МиГов (это всего — и боеготовые, и строевые небоеготовые, и в резерве, на хранении и т.д. и т.п.). В боевом составе частей — порядка 120-130 машин. Из них 60 штук модернизированы про программе БМ и подписан второй контракт на модернизацию примерно такого же количества в БМ-ы еще.
Хватит ли этого? Запасы ресурса по планеру у МиГа не выработаны. Неудивительно, учитывая, что самолет «свежий», а в 90-е самолеты практически не летали (деньги у армии на топливо и активные полеты появились не так давно).
По двигателям — тоже есть хороший задел. Цитируя А.А. Иноземцева (Управляющего директора — Генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель»): «Мы совместно с представителями Минобороны, с ремонтными заводами, проанализировали весь парк имеющихся сегодня двигателей, всего их было выпущено 1497 штук. Наш анализ показал, что сегодня в ремфонде, в наличии, 1231 двигатель». «На крыле и в резерве находится 244 двигателя Д-30Ф6, а ещё 987 моторов с выработкой назначенного ресурса менее 42% — в ремфонде, но из них 292 неремонтопригодны. С 1997 года и по настоящее время ремонт двигателей Д-30Ф6 проводится в ОАО «218-й АРЗ». На ближайшие годы запланировано ежегодно порядка 100 ремонтов. Число моторов, прошедших через данную процедуру, можно увеличить».
Проблема с шасси тоже, вроде как, решена — обещали наладить производство в этом году на Нижнегородском «Гидромаше».
Больший вопрос со стеклами фонарей. Сейчас, по заявлению Бондарева, из-за их износа самолетам запрещено летать на скорости выше 1,5М: «Те 2,83 Маха, которые выдавал этот самолет, ограничены, он уже летает не 2,83 Маха, он летает всего-навсего полтора Маха, по одной простой причине — не выдерживает стекло. Стекла у нас в России мы, оказывается, не можем произвести».
Ну стекла фонарей тоже сделаем, думаю. Вопрос — почему главком Бондарев раньше эту проблему не озвучил/команду не дал?
3. Нужны ли нам вообще МиГи-31?
Вопрос, на самом деле, не праздный. Что лучше — сжечь 12 тонн топлива, отправив на задание Су-35С при боевом радиусе 1600 км с 12 ракетами, или же — сжечь 15 тонн топлива и отправить на задание МиГ-31БМ при боевом радиусе 720 км с 8 ракетами?
По возможностям БРЭО самолеты сравнимы. «ИРБИС» Су-35 сопоставим с РЛС МиГ-31БМ, и по дальности обнаружения, и по возможности «раздавать цели» самолетам в группе (играть роль мини АВАКСа), которые при этом могут атаковать противника не включая РЛС.
Максимальная скорость (+ возможность продолжительного полета на ней) и потолок у МиГа выше, зато он проигрывает в маневренности. Но целей для него уже вроде бы нет. История с АДА закончилась, высотный и скоростной SR-71 все-таки сняли с вооружения.
4. Минусы
Из минусов… помимо того, что самолет жрет топлива больше «коллег»… Он не может, к примеру, полноценно реализовать Р-73, создававшуюся под ОЛС Су-27 и МиГ-29 и нашлемную систему целеуказания. Его теплопеленгатор серьезно уступает ОЛС, а о добавлении «нашлемки» штурману-оператору тридцатьпервого не слыхал.
Плюс у меня еще есть некоторые вопросы к программе модернизации «БМ», по составу вооружения и БРЭО. ИМХО, можно было сделать гораздо лучше. Но, видимо, сэкономили.
На подфюзеляжные узлы подвески ничего, кроме Р-33, Р-33С — не повесить. Чтобы поменять АКУ-410, утопленные в фюзеляж (на которые, собственно, цепляются Р-33) — нужно курочить корпус МиГа. Со всеми вытекающими. Итого — для прочих современных ракет средней/ближней дальности остаются только 4 подкрыльевых точки подвески.
Не понял я также, почему ВВС отказались от сверхдальнобойной ракеты «воздух — воздух» КС-172 от ОКБ «Новатор» (дальность пуска — 400 км, у последней версии Р-33, к примеру, — 160 км). Чисто теоретически ей можно было бы безнаказанно «карать» вражеские АВАКСы, «неожиданно» выскакивая из-за радиогоризонта.
Почему не заменили древнюю уже СПО «Береза» хотя бы на «Пастель». Тоже уже старье, но все-таки, на Су-27СМ хотя бы это ставили.
Почему не поставили пранировавшиеся станции РЭБ?
Под крылом КС-172 и Р-77
Под крылом КС-172 и Р-77
Резюме. Я считаю, что МиГ-31 нужен, даже хотя бы в таком сыроватом виде.
Во-первых, Су-35 конечно хорошо, но с учетом темпов его производства на КнААПО даже полки имеющие Су-27 (молчу уже про все) на Су-35 перевооружат нескоро… А сейчас каждая машина на счету. Время — сами понимаете какое.
Во-вторых, на мой взгляд, если не жалеть денег, то из тридцатьпервого можно сделать конфету модернизационный потенциал самолета еще очень велик. Навскидку, как минимум — новые системы РЭБ и СПО; моденизировать/заменить теплопеленгатор на аналог ОЛС-50, разработанной для ПАК ФА; добавить в нос по бокам РЛС бокового обзора с АФАР, превращая самолет действительно в мини-ДРЛО; добавить в состав вооружения ракету КС-172 (ее аналог) и противоспутниковые ракеты.
Еще, коли мечтать не вредно, по такому же сценарию — модернизировать бы оставшиеся «на хранении» МиГ-25. Правда там еще с двигателем придется повозиться.
Но вряд ли этому всему суждено сбыться, ибо военные уже завили, что на смену МиГу-31 придет ПАК ДП — «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата», к разработке которого уже приступают…
Взято тут — http://judgesuhov.livejournal.com/101336.html
PS. От себя скажу, что главком ВВС прав. Наконец-то, после живительных сердюковских пендалей, маршалы научились считать деньги. Напомню, что России надо потратить 25 млрд рублей, только чтобы получить через сколько-то лет производство самолета «как при СССР» — то есть устаревшего на четверть века. Цитируя главкома Бондарева:
«Двигателисты просят 15 млрд руб. (это только на завод), самолетчики — 10 млрд руб.»
Понятно, что это — безумие. За такие деньги надо делать новый самолет и новый двигатель, а не восстанавливать старьё.
И вот еще что: упомянутый Су-35 это не чистый истребитель, не перехватчик, как МиГ-31, это универсальный истребитель-бомбардировщик (с некоторым превалированием истребительных функций, но всё же). Как универсальная машина, он гораздо выгоднее ВВС, чем специализированный перехватчик. Он гибче в применении. И если хочется более заточенного перехватчика — его проще сделать на той же основе Т-10, унифицировав с тяжелой линейкой Сухого, а не городить совершенно иную машину с другими моторами, авионикой и прочим.
Причины «не производства» можно разделить на две группы: первая — из серии «Не можем», вторая — «Не хотим».
Из серии «Не можем»:
Как и со многими другими сложными и высокотехнологичными изделиями ВПК, с развалом Союза разрушена производственная цепочка. Ибо производит самолет авиационный комплекс далеко не один завод. В этом процессе участвует куча других заводов и контрагентов: двигатели делает второй, шасси — третий, фонарь кабины (точнее стекло для оного) — четвертый, БРЭО и прочую авионику — еще пятый, шестой и седьмой. Часть этих заводов уничтожена приватизирована, часть приватизирована да еще и осталась за рубежом.
На заводе в Нижнем Новгороде, где, собственно, собирали МиГи линия производства фюзеляжей давно уничтожена. Производство двигателей Д30Ф6 в Пермском МКБ (ныне «Авиадвигатель») тоже давно свернуто. Производство шасси — утеряно. Производство стекол фонаря кабины — тоже. Т.е. фактически производство самолета нужно восстанавливать практически с нуля.
Про вопрос из серии «Не хотим».
На слушаньях в Думе была озвучена цифра — 25 мрлд руб. необходимо для восстановления производства тридцатьпервого.
А надо ли? Главком, к примеру — против. Говорит — давайте лучше потратим эти деньги на разработку нового самолета.
А уже выпущенных 31-х армии достаточно, будем модернизировать — и этого нам хватит.
2. Сколько их?
Всего было выпущено 519 машин. Сейчас в составе ВВС числится примерно 300 МиГов (это всего — и боеготовые, и строевые небоеготовые, и в резерве, на хранении и т.д. и т.п.). В боевом составе частей — порядка 120-130 машин. Из них 60 штук модернизированы про программе БМ и подписан второй контракт на модернизацию примерно такого же количества в БМ-ы еще.
Хватит ли этого? Запасы ресурса по планеру у МиГа не выработаны. Неудивительно, учитывая, что самолет «свежий», а в 90-е самолеты практически не летали (деньги у армии на топливо и активные полеты появились не так давно).
По двигателям — тоже есть хороший задел. Цитируя А.А. Иноземцева (Управляющего директора — Генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель»): «Мы совместно с представителями Минобороны, с ремонтными заводами, проанализировали весь парк имеющихся сегодня двигателей, всего их было выпущено 1497 штук. Наш анализ показал, что сегодня в ремфонде, в наличии, 1231 двигатель». «На крыле и в резерве находится 244 двигателя Д-30Ф6, а ещё 987 моторов с выработкой назначенного ресурса менее 42% — в ремфонде, но из них 292 неремонтопригодны. С 1997 года и по настоящее время ремонт двигателей Д-30Ф6 проводится в ОАО «218-й АРЗ». На ближайшие годы запланировано ежегодно порядка 100 ремонтов. Число моторов, прошедших через данную процедуру, можно увеличить».
Проблема с шасси тоже, вроде как, решена — обещали наладить производство в этом году на Нижнегородском «Гидромаше».
Больший вопрос со стеклами фонарей. Сейчас, по заявлению Бондарева, из-за их износа самолетам запрещено летать на скорости выше 1,5М: «Те 2,83 Маха, которые выдавал этот самолет, ограничены, он уже летает не 2,83 Маха, он летает всего-навсего полтора Маха, по одной простой причине — не выдерживает стекло. Стекла у нас в России мы, оказывается, не можем произвести».
Ну стекла фонарей тоже сделаем, думаю. Вопрос — почему главком Бондарев раньше эту проблему не озвучил/команду не дал?
3. Нужны ли нам вообще МиГи-31?
Вопрос, на самом деле, не праздный. Что лучше — сжечь 12 тонн топлива, отправив на задание Су-35С при боевом радиусе 1600 км с 12 ракетами, или же — сжечь 15 тонн топлива и отправить на задание МиГ-31БМ при боевом радиусе 720 км с 8 ракетами?
По возможностям БРЭО самолеты сравнимы. «ИРБИС» Су-35 сопоставим с РЛС МиГ-31БМ, и по дальности обнаружения, и по возможности «раздавать цели» самолетам в группе (играть роль мини АВАКСа), которые при этом могут атаковать противника не включая РЛС.
Максимальная скорость (+ возможность продолжительного полета на ней) и потолок у МиГа выше, зато он проигрывает в маневренности. Но целей для него уже вроде бы нет. История с АДА закончилась, высотный и скоростной SR-71 все-таки сняли с вооружения.
4. Минусы
Из минусов… помимо того, что самолет жрет топлива больше «коллег»… Он не может, к примеру, полноценно реализовать Р-73, создававшуюся под ОЛС Су-27 и МиГ-29 и нашлемную систему целеуказания. Его теплопеленгатор серьезно уступает ОЛС, а о добавлении «нашлемки» штурману-оператору тридцатьпервого не слыхал.
Плюс у меня еще есть некоторые вопросы к программе модернизации «БМ», по составу вооружения и БРЭО. ИМХО, можно было сделать гораздо лучше. Но, видимо, сэкономили.
На подфюзеляжные узлы подвески ничего, кроме Р-33, Р-33С — не повесить. Чтобы поменять АКУ-410, утопленные в фюзеляж (на которые, собственно, цепляются Р-33) — нужно курочить корпус МиГа. Со всеми вытекающими. Итого — для прочих современных ракет средней/ближней дальности остаются только 4 подкрыльевых точки подвески.
Не понял я также, почему ВВС отказались от сверхдальнобойной ракеты «воздух — воздух» КС-172 от ОКБ «Новатор» (дальность пуска — 400 км, у последней версии Р-33, к примеру, — 160 км). Чисто теоретически ей можно было бы безнаказанно «карать» вражеские АВАКСы, «неожиданно» выскакивая из-за радиогоризонта.
Почему не заменили древнюю уже СПО «Береза» хотя бы на «Пастель». Тоже уже старье, но все-таки, на Су-27СМ хотя бы это ставили.
Почему не поставили пранировавшиеся станции РЭБ?
Под крылом КС-172 и Р-77
Под крылом КС-172 и Р-77
Резюме. Я считаю, что МиГ-31 нужен, даже хотя бы в таком сыроватом виде.
Во-первых, Су-35 конечно хорошо, но с учетом темпов его производства на КнААПО даже полки имеющие Су-27 (молчу уже про все) на Су-35 перевооружат нескоро… А сейчас каждая машина на счету. Время — сами понимаете какое.
Во-вторых, на мой взгляд, если не жалеть денег, то из тридцатьпервого можно сделать конфету модернизационный потенциал самолета еще очень велик. Навскидку, как минимум — новые системы РЭБ и СПО; моденизировать/заменить теплопеленгатор на аналог ОЛС-50, разработанной для ПАК ФА; добавить в нос по бокам РЛС бокового обзора с АФАР, превращая самолет действительно в мини-ДРЛО; добавить в состав вооружения ракету КС-172 (ее аналог) и противоспутниковые ракеты.
Еще, коли мечтать не вредно, по такому же сценарию — модернизировать бы оставшиеся «на хранении» МиГ-25. Правда там еще с двигателем придется повозиться.
Но вряд ли этому всему суждено сбыться, ибо военные уже завили, что на смену МиГу-31 придет ПАК ДП — «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата», к разработке которого уже приступают…
Взято тут — http://judgesuhov.livejournal.com/101336.html
PS. От себя скажу, что главком ВВС прав. Наконец-то, после живительных сердюковских пендалей, маршалы научились считать деньги. Напомню, что России надо потратить 25 млрд рублей, только чтобы получить через сколько-то лет производство самолета «как при СССР» — то есть устаревшего на четверть века. Цитируя главкома Бондарева:
«Двигателисты просят 15 млрд руб. (это только на завод), самолетчики — 10 млрд руб.»
Понятно, что это — безумие. За такие деньги надо делать новый самолет и новый двигатель, а не восстанавливать старьё.
И вот еще что: упомянутый Су-35 это не чистый истребитель, не перехватчик, как МиГ-31, это универсальный истребитель-бомбардировщик (с некоторым превалированием истребительных функций, но всё же). Как универсальная машина, он гораздо выгоднее ВВС, чем специализированный перехватчик. Он гибче в применении. И если хочется более заточенного перехватчика — его проще сделать на той же основе Т-10, унифицировав с тяжелой линейкой Сухого, а не городить совершенно иную машину с другими моторами, авионикой и прочим.
Комментариев нет: