Порошенко нужна «маленькая Сирия»?
Европе, обезумевшей от колоссального наплыва беженцев из Африки и Ближнего
Востока, количество которых измеряется сотнями тысяч, война не нужна. Она сейчас
лихорадочно мечется в поисках ответа на вопрос «Что делать?», при этом стыдливо
отодвигая в сторону все разговоры на тему «Кто виноват?»
Америке, до крайности озабоченной своими внешнеполитическими провалами на Ближнем Востоке и решительными действиями России, поддержавшей без оглядки на реакцию Запада Сирию в борьбе с ИГИЛ, кажется, более всего хочется скорейшего окончания этого национального позора. И, возможно, взять внешнеполитический тайм-аут на переосмысление всего случившегося, а заодно и своей «созидательной» роли в экспорте и последствиях прокатившихся по миру «цветных» революций.
Так что война сегодня, по большому счету, не нужна и США, где вовсю готовятся к президентским выборам. Потому что короткой по срокам и победоносной по своим результатам войны у Америки на Ближнем Востоке уже не получится. Но и уйти оттуда, не потеряв своего лица как организатор так называемой «международной коалиции», просто так не получится тоже.
В этой ситуации Вашингтону и его европейским партнерам все больше становится явно не до Украины, и в Киеве это понимают. Как понимают и то, что самому Киеву война просто необходима.
Нет, война не на Донбассе – откровенного пренебрежения со стороны нынешних украинских властей минскими соглашениями Европа просто не поймет, послав после этого Киев со всеми его просьбами о помощи куда подальше.
Но вот какая-нибудь «маленькая Сирия» Порошенко и компании сегодня бы не помешала. Зачем?
Во-первых, на войну всегда можно списать любые внутренние проблемы, особенно те, которые связаны с дальнейшим обнищанием населения и упадком экономики. И типа сплотить вокруг себя нацию: мол, вы же видите, мы снова воюем, поэтому надо потерпеть. Поэтому – слава «хероям»!
Во-вторых, война – это оправдание непомерно растущих для украинской экономики военных расходов, на которых всегда можно неплохо подзаработать. А таких желающих во властных структурах «незалежной» — хоть отбавляй.
И, наконец, в третьих – война при нынешнем экономическом положении Украины – это шанс на право претендовать на помощь извне. Дескать, мы и так не скоро бы выкарабкались из ямы, а тут – вынуждены воевать. Так что подайте, кто сколько сможет!
Ну и, самое главное, если эта война будет позиционироваться как стремление «насолить России» и ублажить тем самым Запад, то у нее может быть немало сторонников как внутри «незалежной», так и на Западе.
Так что это может быть тогда за война?
Ответ очевиден: война с Приднестровьем.
И сценарий ее начинает уже понемногу читаться.
О планах по «размораживанию» приднестровско-молдавского конфликта президент Украины Порошенко заявлял еще в середине марта после встречи с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом в Киеве.
«Мы договорились о координации наших действий относительно Приднестровья для того, чтобы содействовать размораживанию этого конфликта и помочь суверенной и независимой Молдове восстановить свою территориальную целостность и реинтегрировать приднестровский регион в Молдову», – сказал тогда Порошенко.
Исходя из того, что процесс «реинтеграции» Приднестровья в Молдову обсуждался без привлечения представителей самого Приднестровья, то методы этой «реинтеграции» могут быть совершенно не мирными. А такими же, какие используются сегодня для «восстановления территориальной целостности» Украины.
Не случайно ведь именно радикалы первыми призвали установить и блокаду Приднестровья, откуда, по их словам, «российские войска могут пойти на южные области Украины». Эту их инициативу подхватила созданная два года тому назад общественная организация «Союз приднестровцев Украины».
В СМИ уже сообщалось о намерении украинских властей на приднестровском участке молдавско-украинской границы построить стену. И этот план начинает реализовываться. Еще в начале лета украинские военные начали рыть траншеи вдоль 400-километровой границы с Приднестровьем. Также был прекращен действовавший ранее упрощенный переход границы жителями приграничных украинских сел Украины и Приднестровья, среди которых немало родственников, а власти населенных пунктов Одесской области получили указание разрушать полевые дороги, ведущие к границе с Приднестровьем.
Также летом со ссылкой на украинское минобороны сообщалось о размещении зенитно-ракетных комплексов С-300 на границе с непризнанным Приднестровьем. К республике были стянуты дополнительные силы украинской армии, а на дорогах установлены оснащенные бронетехникой блокпосты.
Но самым главным препятствием на этом пути является дислоцированный в Приднестровье российский миротворческий контингент.
Он был введен в зону конфликта по соглашению о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье, подписанному 21 июля 1992 года президентами РФ и Молдавии. Соглашение предусматривало трехсторонний формат миротворческих сил: в их состав входят российские, приднестровские и молдавские подразделения. Украинские военные здесь тоже присутствуют, но в качестве наблюдателей.
Для того, чтобы попытаться ликвидировать это «препятствие», Украина разорвала действовавшее с 1995 года Соглашение между правительствами РФ и Украины о транзите через украинскую территорию российских военных, временно находящихся на территории Молдавии. Аналогичная блокада российских миротворцев и Оперативной группы российских войск (ОГРВ) в Приднестровском регионе наблюдается и со стороны Молдавии.
А на днях премьер-министр Молдавии Валерий Стрелец, выступая на Генеральной Ассамблее ООН, откровенно заявил:
Итак, дальнейший сценарий может быть следующим.
Молдавия при всяческой поддержке Украины всеми правдами и неправдами, включая организацию различных провокаций и обвинение в них российской стороны, пытается если уж не выдавить российских миротворцев с территории Приднестровья, то, во всяком случае, лишить их такового мандата. После чего под предлогом борьбы с «сепаратистами» и «террористами» власти Молдавии развязывают войну по возвращению в ее состав Приднестровья, предложив российским военным покинуть территорию размороженного конфликта или хотя бы соблюдать нейтралитет. И при этом обращаются за прямой военной поддержкой к Румынии и Украине.
Тут-то власти Украины и получают для себя «маленькую Сирию», участвуя в обмен на будущие бонусы от Запада в ликвидации ставшего неудобным для себя пророссийского анклава и откровенно подгаживая России.
Подготовка к этому, судя по приведенным выше фактам, идет полным ходом.
Кроме того, на днях делегация непризнанной республики Приднестровье в Объединенной контрольной комиссии (ОКК — руководящий орган миротворческой операции) распространила обращение, в котором выражена обеспокоенность участившимися случаями несанкционированных полетов украинских «летательных аппаратов» над территорией ПМР.
В документе, в частности, отмечается факт, что 18 сентября украинский вертолет Ми-8 (бортовой номер 11) пересек границу Приднестровья в районе села Плоть Рыбницкого района, трижды совершил облет населенного пункта, после чего продолжил полет вдоль границы ПМР по территории Украины с севера на юг. В районе того же села 21 сентября было отмечено пересечение границы Приднестровья легким двухмоторным самолетом типа TL-2000, который проследовал на юго-запад в направлении Кишинева.
Делегация ПМР уточнила, что непризнанная республика не получала никаких уведомлений украинской стороны относительно совершения украинскими воздушными судами полетов в воздушном пространстве Приднестровья в пределах зоны ответственности миротворцев. «Приднестровская делегация в ОКК настоятельно обращается к полномочным представителям Украины и всем участникам миротворческого процесса с предложением использовать механизм предварительного уведомления и взаимного согласования планируемых полетов в воздушном пространстве зоны безопасности в рамках сферы ответственности Объединенной контрольной комиссии», — подчеркивается в обращении.
То есть, по сути, провокации в зоне безопасности со стороны Украины уже начались. Станет ли при этом Приднестровье для «незалежной» «маленькой Сирией»?
Это случится лишь в том случае, если Россия решит окончательно расстаться с Приднестровьем, 40% жителей которого имеют паспорта граждан РФ, фактически тем самым «согласившись» с дальнейшим усилением НАТО в этом регионе и полной ликвидацией своего влияния.
Я думаю, что Россия уже просчитала и такой сценарий развития событий, и наверняка ряд закулисных переговоров с Западом относительно того, что она не останется в стороне, уже провела. Однако, если действовать на опережение этого сценария, то России нужно, как минимум, признать суверенитет Приднестровья, даже не включая эту республику в свой состав. А потом, руководствуясь союзническими обязательствами перед ПМР, действовать по своему усмотрению, в зависимости от ситуации.
Так что даже если нынешние власти и хотят, преследуя для себя различные цели, получить «маленькую Сирию», взамен этого они рискуют получить нечто иное. И это будет уже не Донбасс.
Кирилл Потапов
Америке, до крайности озабоченной своими внешнеполитическими провалами на Ближнем Востоке и решительными действиями России, поддержавшей без оглядки на реакцию Запада Сирию в борьбе с ИГИЛ, кажется, более всего хочется скорейшего окончания этого национального позора. И, возможно, взять внешнеполитический тайм-аут на переосмысление всего случившегося, а заодно и своей «созидательной» роли в экспорте и последствиях прокатившихся по миру «цветных» революций.
Так что война сегодня, по большому счету, не нужна и США, где вовсю готовятся к президентским выборам. Потому что короткой по срокам и победоносной по своим результатам войны у Америки на Ближнем Востоке уже не получится. Но и уйти оттуда, не потеряв своего лица как организатор так называемой «международной коалиции», просто так не получится тоже.
В этой ситуации Вашингтону и его европейским партнерам все больше становится явно не до Украины, и в Киеве это понимают. Как понимают и то, что самому Киеву война просто необходима.
Нет, война не на Донбассе – откровенного пренебрежения со стороны нынешних украинских властей минскими соглашениями Европа просто не поймет, послав после этого Киев со всеми его просьбами о помощи куда подальше.
Но вот какая-нибудь «маленькая Сирия» Порошенко и компании сегодня бы не помешала. Зачем?
Во-первых, на войну всегда можно списать любые внутренние проблемы, особенно те, которые связаны с дальнейшим обнищанием населения и упадком экономики. И типа сплотить вокруг себя нацию: мол, вы же видите, мы снова воюем, поэтому надо потерпеть. Поэтому – слава «хероям»!
Во-вторых, война – это оправдание непомерно растущих для украинской экономики военных расходов, на которых всегда можно неплохо подзаработать. А таких желающих во властных структурах «незалежной» — хоть отбавляй.
И, наконец, в третьих – война при нынешнем экономическом положении Украины – это шанс на право претендовать на помощь извне. Дескать, мы и так не скоро бы выкарабкались из ямы, а тут – вынуждены воевать. Так что подайте, кто сколько сможет!
Ну и, самое главное, если эта война будет позиционироваться как стремление «насолить России» и ублажить тем самым Запад, то у нее может быть немало сторонников как внутри «незалежной», так и на Западе.
Так что это может быть тогда за война?
Ответ очевиден: война с Приднестровьем.
И сценарий ее начинает уже понемногу читаться.
О планах по «размораживанию» приднестровско-молдавского конфликта президент Украины Порошенко заявлял еще в середине марта после встречи с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом в Киеве.
«Мы договорились о координации наших действий относительно Приднестровья для того, чтобы содействовать размораживанию этого конфликта и помочь суверенной и независимой Молдове восстановить свою территориальную целостность и реинтегрировать приднестровский регион в Молдову», – сказал тогда Порошенко.
Исходя из того, что процесс «реинтеграции» Приднестровья в Молдову обсуждался без привлечения представителей самого Приднестровья, то методы этой «реинтеграции» могут быть совершенно не мирными. А такими же, какие используются сегодня для «восстановления территориальной целостности» Украины.
Не случайно ведь именно радикалы первыми призвали установить и блокаду Приднестровья, откуда, по их словам, «российские войска могут пойти на южные области Украины». Эту их инициативу подхватила созданная два года тому назад общественная организация «Союз приднестровцев Украины».
В СМИ уже сообщалось о намерении украинских властей на приднестровском участке молдавско-украинской границы построить стену. И этот план начинает реализовываться. Еще в начале лета украинские военные начали рыть траншеи вдоль 400-километровой границы с Приднестровьем. Также был прекращен действовавший ранее упрощенный переход границы жителями приграничных украинских сел Украины и Приднестровья, среди которых немало родственников, а власти населенных пунктов Одесской области получили указание разрушать полевые дороги, ведущие к границе с Приднестровьем.
Также летом со ссылкой на украинское минобороны сообщалось о размещении зенитно-ракетных комплексов С-300 на границе с непризнанным Приднестровьем. К республике были стянуты дополнительные силы украинской армии, а на дорогах установлены оснащенные бронетехникой блокпосты.
Но самым главным препятствием на этом пути является дислоцированный в Приднестровье российский миротворческий контингент.
Он был введен в зону конфликта по соглашению о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье, подписанному 21 июля 1992 года президентами РФ и Молдавии. Соглашение предусматривало трехсторонний формат миротворческих сил: в их состав входят российские, приднестровские и молдавские подразделения. Украинские военные здесь тоже присутствуют, но в качестве наблюдателей.
Для того, чтобы попытаться ликвидировать это «препятствие», Украина разорвала действовавшее с 1995 года Соглашение между правительствами РФ и Украины о транзите через украинскую территорию российских военных, временно находящихся на территории Молдавии. Аналогичная блокада российских миротворцев и Оперативной группы российских войск (ОГРВ) в Приднестровском регионе наблюдается и со стороны Молдавии.
А на днях премьер-министр Молдавии Валерий Стрелец, выступая на Генеральной Ассамблее ООН, откровенно заявил:
«Мы в очередной раз заявляем свое твердую позицию в отношении настоятельного требования о выводе российских войск и вооружений с территории Республики Молдова согласно положению Конституции Молдавии и в соответствии с международными обязательствами».
Итак, дальнейший сценарий может быть следующим.
Молдавия при всяческой поддержке Украины всеми правдами и неправдами, включая организацию различных провокаций и обвинение в них российской стороны, пытается если уж не выдавить российских миротворцев с территории Приднестровья, то, во всяком случае, лишить их такового мандата. После чего под предлогом борьбы с «сепаратистами» и «террористами» власти Молдавии развязывают войну по возвращению в ее состав Приднестровья, предложив российским военным покинуть территорию размороженного конфликта или хотя бы соблюдать нейтралитет. И при этом обращаются за прямой военной поддержкой к Румынии и Украине.
Тут-то власти Украины и получают для себя «маленькую Сирию», участвуя в обмен на будущие бонусы от Запада в ликвидации ставшего неудобным для себя пророссийского анклава и откровенно подгаживая России.
Подготовка к этому, судя по приведенным выше фактам, идет полным ходом.
Кроме того, на днях делегация непризнанной республики Приднестровье в Объединенной контрольной комиссии (ОКК — руководящий орган миротворческой операции) распространила обращение, в котором выражена обеспокоенность участившимися случаями несанкционированных полетов украинских «летательных аппаратов» над территорией ПМР.
В документе, в частности, отмечается факт, что 18 сентября украинский вертолет Ми-8 (бортовой номер 11) пересек границу Приднестровья в районе села Плоть Рыбницкого района, трижды совершил облет населенного пункта, после чего продолжил полет вдоль границы ПМР по территории Украины с севера на юг. В районе того же села 21 сентября было отмечено пересечение границы Приднестровья легким двухмоторным самолетом типа TL-2000, который проследовал на юго-запад в направлении Кишинева.
Делегация ПМР уточнила, что непризнанная республика не получала никаких уведомлений украинской стороны относительно совершения украинскими воздушными судами полетов в воздушном пространстве Приднестровья в пределах зоны ответственности миротворцев. «Приднестровская делегация в ОКК настоятельно обращается к полномочным представителям Украины и всем участникам миротворческого процесса с предложением использовать механизм предварительного уведомления и взаимного согласования планируемых полетов в воздушном пространстве зоны безопасности в рамках сферы ответственности Объединенной контрольной комиссии», — подчеркивается в обращении.
То есть, по сути, провокации в зоне безопасности со стороны Украины уже начались. Станет ли при этом Приднестровье для «незалежной» «маленькой Сирией»?
Это случится лишь в том случае, если Россия решит окончательно расстаться с Приднестровьем, 40% жителей которого имеют паспорта граждан РФ, фактически тем самым «согласившись» с дальнейшим усилением НАТО в этом регионе и полной ликвидацией своего влияния.
Я думаю, что Россия уже просчитала и такой сценарий развития событий, и наверняка ряд закулисных переговоров с Западом относительно того, что она не останется в стороне, уже провела. Однако, если действовать на опережение этого сценария, то России нужно, как минимум, признать суверенитет Приднестровья, даже не включая эту республику в свой состав. А потом, руководствуясь союзническими обязательствами перед ПМР, действовать по своему усмотрению, в зависимости от ситуации.
Так что даже если нынешние власти и хотят, преследуя для себя различные цели, получить «маленькую Сирию», взамен этого они рискуют получить нечто иное. И это будет уже не Донбасс.
Кирилл Потапов
Комментариев нет: