Андрей Ваджра показал лицо и рассказал, что ожидает Россию, если будет как Украина
Только для «НВ» известный киевский аналитик Андрей Ваджра отказался от анонимности и впервые открыл своё лицо. Сегодня он размышляет о корнях антирусского проекта «Украина» и о том, чем этот проект опасен для нашей страны
После
первого киевского Майдана по русскоязычному интернету стали
стремительно распространяться две серии ярких и пророческих статей: одна
под общим заголовком «Распад», а вторая – «UKRAINA: от мифа к
катастрофе». Их автор – некий Андрей Ваджра – предпочитал хранить
анонимность и не позволял себя фотографировать.
По Сети поползли слухи,
что под этим псевдонимом творит группа авторов или кто-то из известных
украинских политологов. А тем временем популярность Андрея Ваджры
стремительно росла – в 2007 году он опубликовал книгу «Путь зла. Запад:
матрица глобальной гегемонии», завёл собственный блог (вошедший в первую
десятку ЖЖ по Украине), создал в 2008-м сайт «Руська Правда», а затем
портал Alternatio.org. Весной этого года он покинул Киев и поселился в
Петербурге. Вскоре он издал две книги – «Украина, которой не было.
Мифология украинской идеологии» и «Самоубийство Украины. Хроника и
анализ катастрофы». Об исторических истоках антирусского проекта
украинизации, психологическом состоянии киевлян и причинах,
подтолкнувших его к эмиграции, Андрей рассказал «НВ», позволив нашей
газете первой напечатать свою фотографию.
– Я
перебрался из Киева в Петербург не потому, что испытывал
непосредственное давление украинских властей, хотя угроза получить пулю в
спину возле собственного дома нарастала с каждым днём. Не много людей
знают, кто я, но их вполне достаточно, чтобы попасть под каток
репрессий. Нередко россиянам в это трудно поверить, но на Украине
действительно массово и систематически убивают людей за их убеждения.
Среди моих знакомых есть фанатики украинства и русофобии, способные
почти на любой шаг. Даже самый подлый.
Тем не менее к
переезду в Россию меня скорее подтолкнуло общее давление среды, а не
потенциальная угроза жизни. По сути, Киев и Украина в целом живут больше
года в состоянии непрерывного психоза. То, что я наблюдал с начала
Майдана, может служить яркой иллюстрацией к известной книге Гюстава
Лебона «Психология народов и масс». Естественно, находиться в этой
атмосфере очень тяжело. Причём особенно болезненно то, что массовый
психоз помимо толпы на Майдане охватывает твоих родственников, друзей и
знакомых.
В первую очередь энергия разрушения на Украине направлена против «клятых москалей», «ватников и колорадов» и всего, что связано с русской историей и культурой. Меня спрашивают: «А разве в России на почве присоединения Крыма не наблюдалось массового психоза?» Но то, что я вижу на российских каналах, – это просто верх интеллектуальности и объективности по сравнению с украинским ТВ. Жертвой тотальной пропаганды становятся даже те, кто, по идее, должен иметь к ней иммунитет. Один мой знакомый уже достаточно пожилой человек: ему за шестьдесят. Его отец во время Великой Отечественной войны был командиром Красной Армии и получил за боевые заслуги орден Красной Звезды. Но это не мешает ему сейчас пребывать в абсолютно невменяемом состоянии, радостно аплодируя нацистским колоннам, марширующим по улицам украинских городов. Я ему говорю: «Ваш отец сражался с теми людьми, чьи идейные наследники сейчас идут со свастикой по Крещатику».
Он непонимающе смотрит на меня и только повторяет: «Но мы ведь хотим в Европу!».
Нынешние
события на Украине – это продукт манипуляций и технологий. Погрузите
человека в определённую информационную среду, и большинство изменит своё
мнение в соответствии с господствующей точкой зрения. Окажись в Киеве
африканец – и он после долгих бдений у голубого экрана начнёт искренне
считать, что он наследник древних укров, построивших египетские
пирамиды.
К сожалению, с
помощью долгой и упорной информационно-психологической работы можно
изменить сознание огромных групп населения. Из той же Новгородской или
Архангельской области вполне реально при определённых усилиях выковать
«анти-Россию». Попытки смены национальной идентичности сегодня
наблюдаются повсюду в России – достаточно вспомнить Казакию или
Сибирскую республику. В мягком варианте подобные процессы протекают в
соседней Белоруссии. На Украине же они оказались наиболее
результативными, поскольку украинскому проекту более ста лет.
«Украинцы появились в XIX веке благодаря полякам»
Как
утверждает официальная украинская мифология, украинцы как этническая
группа возникли едва ли не в IX веке! Но вот незадача – ни в одном из
исторических документов не упоминается такой народ, как «украинцы». В
них фигурируют только русские, русы, русичи, русины и так далее.
Скажем,
в 1075 году папа Григорий VII называет в своей грамоте сына Ярослава I
Изяслава Rex Rusсorum, то есть «правителем русским». А грамотой от 1246
года папа Иннокентий IV принимает Даниила Галицкого, Regem Russie, под
своё покровительство. Перечислять документальные примеры отсутствия в
глубине веков такого народа, как «украинцы», можно бесконечно долго.
Кстати,
упоминания об «украинцах» и «украинках» вы не найдёте даже у апостола
«свидомых» – Тараса Шевченко. И это понятно, в отличие от сегодняшних
«патриотов» он просто не знал о существовании такого народа. Понимая,
что с данным фактом спорить сложно, официальная украинская пропаганда
требует, чтобы все считали: русские Киевской Руси на самом деле были не
русскими, а украинцами. Но украинцами они якобы стали называть себя
позже, чтобы как-то отличаться от жителей России, которые на самом деле
никакие не русские, а помесь татар с финно-уграми. И вообще
«монголо-кацапы», с точки зрения наших «патриотов», являются очень
подлыми и коварными существами, поскольку они украли у украинцев их
исконное, древнее имя – «русские».
Но,
может быть, в историческом прошлом можно найти государство с названием
«Украина»? Опять спешу разочаровать наших «патриотов» и их сторонников в
России. В летописях упоминаются лишь «укрАйны» (с ударением на «а»)
Русской земли – то есть «пограничные территории». Для Киевского
княжества ими были области, граничащие с половцами, для
Галицко-Волынского – с ляхами (поляками). Точно такие же «укрАйны» были и
у Московской Руси – это земли, лежавшие у границы донской степи,
занятой татарами-кочевниками. Граница эта постепенно, по мере успешного
военного наступления, подвигалась на юг. Соответственно, менялись и
«укрАйны».
Тогда когда появились первые
«украинцы»? На самом деле лишь… в XIX веке. Это были переродившиеся
«украинофилы» – узкая, сепаратистски настроенная прослойка польской, а
затем и малорусской интеллигенции, первоначально возникшая в
юго-западных губерниях России. Напомню, что польская шляхта и магнаты,
окопавшиеся после раздела Польши в государственных структурах Российской
империи и контролировавшие Малороссию культурно, финансово и
административно, ненавидели всё русское лютой ненавистью. Более того,
эта публика бредила возрождением Речи Посполитой «от моржа до моржа» –
то есть от Балтийского до Чёрного моря.
Формироваться
украинофильское движение начало ещё до знаменитого польского восстания
1831 года. Личный друг императора Александра I, поляк-русофоб Адам
Чарторыйский и другой поляк-русофоб Тадеуш Чацкий, занимая разные посты в
Малороссии, активно создавали в юго-западных русских землях польские
учебные заведения. Их стараниями в городе Умань Киевской губернии
возникло и знаменитое базилианское (униатское) училище.
Для его
воспитанников Малая Русь была неотъемлемой частью Польши, а малороссы –
особой ветвью польского народа. Впоследствии один из выпускников этого
учебного заведения Францишек Духинский исторг из себя целую теорию о том
что «москали» – это монголы, а малороссы, белорусы и поляки – славяне и
истинные арийцы, которым надо объединиться в одно государство и нещадно
уничтожать клятых «москальских азиатов», этих вечных врагов
цивилизованной Европы.
В 1831 году поляки подняли
восстания, и после его успешного подавления училище в городе Умань
прекратило своё существование. Но уже скоро культивировавшиеся в нём
идеи в новой обработке подхватили не только поляки, но и некоторые
малороссы. В частности – члены Кирилло-Мефодиевского братства,
созданного в Киеве в декабре 1845 года. Главными его деятелями были
историк Костомаров, педагог Гулак, драматург Кулиш, преподаватели и
студенты Киевского университета, а также поэт и художник Тарас Шевченко.
Именно в этой среде постепенно вызревал политический украинофильский
сепаратизм, направленный на духовный и ментальный отрыв Малороссии от
России.
«Австрийцы отправляли русских в концлагеря»
В
1863 году произошло новое польское восстание, которое было успешно
подавлено российскими властями. В результате огромное количество
польской интеллигенции бежало из русских юго-западных губерний в
Галицию, входившую в состав австрийской империи Габсбургов. Очередное
поражение вызвало у поляков такой накал ненависти ко всему русскому, что
они начали активно воздействовать на маргинальные группы
«украинофилов». Так, шаг за шагом это литературно-политическое движение
стало психологически мутировать в отдельную «украинскую нацию».
То
есть что произошло? Радикально настроенные «национал-демократы»
австрийской Галиции по политическим соображениям отказались от своего
национального имени «русин» (русский) и провозгласили себя «украинцами».
После этого в Галиции началась «розбудова Украины» путём промывки
мозгов населению Прикарпатья.
Поляки мыслили масштабно.
Им была нужна не просто антирусская Галиция, а плацдарм для войны
против России. Переделанные в украинцев, русские Червонной Руси должны
были нести разлагающий яд сепаратистской пропаганды вглубь Российской
империи и с течением времени отделить от неё Малороссию под видом
«Украины».
В 1892 году газета львовской польской шляхты
Przeglad заявила на своих страницах буквально следующее: «Если в
чувствах малорусского народа существует сильная ненависть к России, то
возникает надежда, что в будущем, при дальнейшем развитии этих чувств,
будет возможно выиграть против России малорусский козырь… Такой эволюции
нам, полякам, нечего бояться, напротив, мы бы допустили ошибку, если бы
хотели запереть ей дорогу и добровольно отказаться от союзника в борьбе
с Россией».
В конце XIX века фантазии о двух отдельных
народах обрели новую жизнь во Львове стараниями Михаила Грушевского.
Этот неугомонный профессор решил на австрийские деньги доказать, что
«русско-украинская нация» является самостоятельным этническим субъектом,
обладающим собственной государственностью со времён Киевской Руси. В
академических кругах его многотомные исторические опусы и язык, на
котором он писал, вызывали лишь смех и раздражение. Однако постепенно в
арсенал западной пропаганды стала входить мысль о том, что профессор
Грушевский доказал существование отдельного украинского языка,
литературы и науки.
Впрочем, одной
только промывки мозгов было недостаточно для того, чтобы заставить
несколько миллионов человек изменить свою национальную идентичность. Как
же тогда превратить русинов в украинцев? Ответ очевиден: с помощью
геноцида, этнических чисток. Мало кто знает, но первые в Европе
концлагеря были созданы Австро-Венгрией во время Первой мировой войны
для уничтожения русского населения Галиции и Буковины. Самые известные
из них – Талергоф и Терезин. Туда австрийцы отправляли тех русских,
которых не убивали на месте. Причём отправляли на основе доносов, прежде
всего новоиспечённых «свидомых украинцев», главной движущей силы
австрийского террора. В результате геноцида власти Австро-Венгрии
уничтожили около 200 тысяч человек мирного населения – людей массово
убивали только за то, что они считали себя русскими.
Уже
после войны узники австрийских концлагерей создали Талергофский
комитет. Эта организация в 1924 году начала выпускать во Львове
«Талергофский альманах», собрав документы и рассказы очевидцев о
геноциде русского населения Прикарпатья. Вот характерная цитата из
первого выпуска: «Хватали всех сплошь, без разбора. Кто лишь признавал
себя русским и русское имя носил. У кого была найдена русская газета или
книга, икона или открытка из России. А то просто кто лишь был вымечен
как «русофил». […] И, наконец, казни – виселицы и расстрелы – без счёта,
без краю и конца. Тысячи безвинных жертв, море мученической крови и
сиротских слёз. То по случайному дикому произволу отдельных
зверей-палачей, то по гнусным, шальным приговорам нарочитых полевых
лжесудов. По нелепейшим провокациям и доносам, с одной стороны, и
чудовищной жестокости, прихоти или ошибке, с другой. Море крови и
слёз…[…] Часть карпато-русского народа, среди тяжёлых страданий, несла
на алтарь своей общей Родины – Родной Руси – свою жизнь, а другая –
творила позорное и лукавое дело сознательного братоубийцы Каина… Роль
этих народных предателей, так называемых «украинцев», в эту войну
общеизвестна».
«В политическую реальность проект «Украина» превратили большевики»
Но
какой бы значительной не была роль поляков, австрийцев и немцев в деле
ментального раскола русского народа, проект «Украина» не смог бы
опереться и встать на ноги без… целенаправленных усилий большевиков.
Ленин вполне мог трансформировать юго-западные российские губернии в
области РСФСР, но на это сознательно не пошёл.
Вот что,
например, писала Роза Люксембург о национальной политике Ильича:
«Украинский национализм в России был совсем иным, чем, скажем, чешский,
польский или финский, не более чем простой причудой, кривляньем
нескольких десятков мелкобуржуазных интеллигентиков, без каких либо
корней в экономике, политике или духовной сфере страны, без всякой
исторической традиции, ибо Украина никогда не была ни нацией, ни
государством, без всякой национальной культуры, если не считать
реакционно-романтических стихотворений Шевченко».
Люксембург
принадлежала к числу политиков-реалистов и, как видим, прекрасно
понимала суть проекта «Украина». Но она, очевидно, не знала, что у
большевиков, поляков и взращённых ими «украинцев» имелись две общие
черты, ставящие их на одну позицию в отношении «украинского вопроса».
Эти две черты – страх и ненависть. Они одинаково сильно боялись и
ненавидели Россию и всё русское. Большевики искренне полагали, что в
коммунистическом рае русский народ не должен доминировать, а русскую
культуру считали лишь «русским великодержавным шовинизмом». Именно
поэтому русский этнический монолит был разрезан на три части и объявлен
«тремя братскими народами» – русскими, украинцами и белорусами.
Тут-то
как раз и пригодилась духинская идеология особого украинского языка и
самостоятельной культуры. Вот и получается, что сама идея создания
«украинцев» и «Украины» как антирусского проекта была рождена творческим
гением поляков, австрийцев и немцев, но в политическую реальность её
превратили… большевики.
В 1921 году, выступая на X
съезде партии, Сталин подчеркнул: «Если в городах Украины до сих пор ещё
преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут
неизбежно украинизированы». И это было серьёзное заявление. Коммунистам
практически с нуля пришлось создавать украинскую нацию, язык,
государство, культуру и так далее. Чистке по критерию «национальной
сознательности» подвергся аппарат государственного управления, а борьба с
неграмотностью проводилась на украинском языке. Не зря Михаил
Грушевский, вернувшись в Украинскую ССР, с восторгом писал одному из
своих соратников: «Я тут, несмотря на все недостатки, чувствую себя в
Украинской Республике, которую мы начали строить в 1917 году».
Большевики
ломали в 1920-х малороссов через колено, пытаясь переделать их из
русских в «украинцев». Однако народ оказывал упорное, хотя и пассивное
сопротивление политике партии и правительства. В итоге, побушевав десять
лет, процесс украинизации тихо заглох, наткнувшись на пассивное
сопротивление народа. Однако от этой политики советской власти остались
названия «украинец», «Украина», графа в паспорте, казённые писатели и
искусственный язык на уроках украинского языка и литературы в школе.
Почему
же проект по отрыву части русского народа от России был свёрнут?
Похоже, к началу 1930-х Сталин, как политик-реалист, решил отказаться от
мечты Ленина и Троцкого о мировой революции и перед лицом империалистов
превратить СССР в надёжную коммунистическую крепость. «Украинский
народ» к тому времени уже был создан, поэтому надобность в дальнейшем
углублении украинизации отпала. В итоге процессы создания новой
национальной идентичности заглохли.
Однако в 1991 году
бывшие партийные функционеры торжественно возродили большевистскую
украинизацию с шараварно-вышиваночными элементами в её
национально-демократической версии. Зачем им это потребовалось – долго
объяснять не нужно. Когда партийная номенклатура Украинской СССР
неожиданно оказалась «нэзалэжною» от старших товарищей из Москвы, под
эту «самостийность» необходимо было подвести определённый идеологический
фундамент. И вот тут как раз пригодились сепаратистские идеи поляков,
австрийцев и немцев, отшлифованные до блеска в 1920-х годах советской
властью, в 1930–1940-х – «мыслителями-воителями» из Украинской
повстанческой армии и 1960–1970-х – диссидентами-украинофилами. Однако
«творческое» развитие этих идей привело юго-западный край Руси к
последующей духовной, культурной и экономической деградации, «оранжевой
революции» 2005 года, второму Майдану 2014-го и кровопролитной
гражданской войне…
Нередко я слышу от россиян: «А какое
нам дело до Украины и украинцев? Пусть живут как хотят». При этом мои
собеседники не понимают, что всё, что сейчас происходит на Украине,
является отработкой деструктивных технологий, которые будут рано или
поздно применены и в отношении России. Нынешняя Украина – это пример
того, что ожидает Россию, если она бросит Малую Русь на произвол судьбы.
Украинская проблема – это не только проблема Украины. Не в меньшей
степени это проблема самой России.
Комментариев нет: