Куда дует ветер истории. Юрий Селиванов

Интеграционный план Владимира Путина для Евразии получил мощное ускорение


Стоило России заявить о себе как об одном из ключевых и наиболее энергичных геополитических игроков, как на постсоветском пространстве начались процессы, которые десятками лет невозможно было сдвинуть с места.  Речь, разумеется, о новом интеграционном импульсе, который непосредственно связан с обострением военно-политической обстановки на границах Содружества.



Сколько не пыталась Москва в прежние годы объяснять региональным удельным  князьям рискованность их обособленного существования в границах  своих феодальных владений, особого успеха эта агитация не имела. Разве что в торгово-экономической сфере наблюдался некоторый прогресс, да и тот регулярно прерывался очередной коммерческой сварой. Что же касается реального военно-политического сотрудничества, то здесь и вовсе похвастать было нечем. Так называемый постсоветский военный блок – Организация договора коллективной безопасности существовал в основном на бумаге, либо в форме костюмированных презентаций для украшения всевозможных саммитов. Достаточно сказать, что за все годы существования ОДКБ, его военные формирования ни разу не участвовали в реальных действиях по стабилизации обстановки в той или иной стране СНГ. И вовсе не потому, что для этого не было поводов. Скорее не хватало решимости, при явном избытке желания отсидеться в кустах.

Причины такого всеобщего дефицита интеграционного энтузиазма на окраинах бывшего СССР достаточно очевидны. Удельные князья, несмотря на сплошь и рядом декларируемые «братские чувства к России» и «общность исторических судеб», предпочитали сохранять за собой свободу маневра на международной арене и, грубо говоря – торговать своей независимостью  на конкурсной основе. По принципу — кто больше заплатит, с тем и дружим. Дошло уже до того, что некоторые «стратегические союзники» Москвы стали приторговывать собственным геополитическим положением на предмет размещения у себя американских военных баз. Этому немало способствовала вполне безмятежное восприятие ими ситуации в окружающем мире, которая на их взгляд, в большинстве случае не представляла для них серьезной опасности. А все разговоры о каких-то страшных талибах и прочих кровожадных террористах воспринимались не столько как факт реальной жизни, сколько как та же «интеграционная пропаганда» Москвы.

  И вот, похоже, все начало  стремительно меняться. Сейчас довольно сложно выделить тот главный раздражитель который оказал решающее воздействие на вывод ряда постсоветских лидеров из благодушно-дремотного состояния. Скорее всего, речь может идти о целом ряде факторов, которые в своей совокупности породили в руководящих головах ощущение, некогда «отлитое в гранит» фразой незабвенного Попандопуло: «Похоже, что мы накануне грандиозного шухера!».

Причем, Москва — Москвой, но в данном случае это было скорее их собственное озарение, которое, как известно – самое доходчивое. Проще говоря, региональные лидеры СНГ внезапно осознали, что шутки закончились, и что, если они и дальше будут жить по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю», то не только хату у них заберут, но и голову попутно отрежут. Поэтому сегодня уже не наблюдается обычных для СНГ попыток этих вождей кочевряжиться, выторговывая для себя лучшие условия. И даже наоборот – имеет место нечто вроде ажиотажа в очереди за покровительством Москвы и, прежде всего — за военной защитой. Реагирование от страны к стране пока что неоднородное — не все еще толком проснулись, но тенденция, тем не менее, налицо. Ситуация известная в народной традиции как «не до жиру, быть бы живу».

В этих условиях Путину становится гораздо проще объяснять своим коллегам текущие задачи и предлагать на их рассмотрение формы дальнейшего, более продвинутого взаимодействия. И там, где прежде он натыкался на частокол из скептических вопросов, типа «А зачем оно мне надо?», теперь все чаще в глазах собеседников читается что-нибудь вроде – « А сколько вертолетов огневой поддержки ты мне пришлешь и когда?».

  Вот как характеризует атмосферу на только что завершившемся саммите глав государств СНГ, официальная «Российская газета»:

«Опасность — совсем близко. Ситуация в Афганистане близка к критической. «Террористы разных мастей набирают все больше влияния и не скрывают планов по дальнейшей экспансии. Одна из их целей — прорваться в Центрально-Азиатский регион. Нам важно быть готовыми согласованно реагировать на такой сценарий», — уверен Путин. Коллег убеждать не пришлось: лидеры утвердили концепцию военного сотрудничества до 2020 года. Еще один документ — программа сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на 2016−2020 годы — предусматривает возможность формирования группировки пограничных и иных ведомств для урегулирования кризисных ситуаций на границе и поможет поставить надежный заслон на внешних рубежах СНГ».

Таким образом, на постсоветском пространстве возникает качественно новая ситуация, когда интеграция бывших республик СССР под эгидой России получает не просто новый импульс, но начинает развиваться в ранее очень тяжелой на подъем сфере военно-политического сближения.  И то, что казалось совершенно нереальным еще год назад, начинает приобретать форму практического взаимодействия. Причем уже сегодня можно уверенно прогнозировать, что по мере нарастания общей внешней угрозы, такое взаимодействие обречено становиться все более тесным  и всесторонним, вплоть до создания уже не символических, а вполне реальных общих вооруженных сил СНГ с единым командованием, системой базирования, снабжения и оперативно-тактической подготовки.

В данном случае неважно, кто именно придумал всю эту мировую кутерьму с «управляемым хаосом», «арабской весной», ИГИЛом, талибами и прочей чертовщиной, но сегодня уже вполне очевидно, что именно благодаря этому «ускорителю» поистине исторический путинский план воссоздания великого евроазиатского государства продвинулся к своей реализации на очень серьёзный, возможно даже решающий, отрезок пути. И продолжает двигаться вперед в нарастающем темпе.

  Кто-то наверняка скажет – ну вот опять Путину везет — так звезды на небе расположились. На что ответим известной фразой Александра Суворова «Все везение, да везение! Должно же быть, наконец  — и умение!». И добавим, что Бог всегда помогает тем, кто выступает на стороне Правды и Справедливости. А в современно мире это – Россия!

Комментариев нет: