Извлечь уроки и сделать выводы. Юрий Селиванов
Коренные национальные интересы России и Турции не оставляют им иного выбора, кроме совместных действий в целях укрепления фундаментальных основ международной безопасности и геополитической стабильности
В стратегическом плане у России и Турции нет альтернативы той модели тесных, дружеских и взаимовыгодных отношений, которую они успешно развивали на протяжении последней четверти века. И хотя сейчас не самое подходящее время говорить об этом, потому что эмоции перехлестывают через край, не они должны управлять поведением двух крупнейших держав Черноморского бассейна, а холодный разум и трезвый расчет.
Президенту Турции Р.-Т.Эрдогану это свойственно в куда меньшей мере, чем президенту России В.Путину. Но и он сегодня оказался в такой сложной ситуации, что будет вынужден умерить свои геополитические амбиции и националистический пыл. Конфронтация с Россией для Турции абсолютно бесперспективна. Крайне разорительна в экономическом плане и самоубийственна в военном. Идти по этому пути Эрдогану не позволят сами турки.
Следовательно, Турция будет искать компромисса и, собственно, уже его ищет. Москва находится в положении, когда она может продиктовать Анкаре свои условия. Разумеется, не перегибая при этом палку, чтобы не задеть глубинные чувства этого, по своему, великого и гордого народа с богатой историей. Но в этом, собственно, нет никакой необходимости. То, что Россия может и должна предложить Турции очень достойно и, несомненно, соответствует её коренным государственным интересам, если, конечно, не считать таковыми неоимперские амбиции Эрдогана, из-за которых он уже перессорился с доброй половиной мира.
Россия должна предложить Турции ситуационный военно-политический союз. Направленный против «Исламского халифата» и всех остальных формирований международного терроризма в ближневосточном регионе. И, в конечном счете — против тех сил, которые задумали построить свое «геополитическое счастье» на уничтожении существующих здесь государств. И в первую очередь — Сирии.
Да, для Анкары это будет непростое решение с учетом того, как далеко зашли там аппетиты в отношении сирийской территории и какой близкой казалась перспектива её включения в состав новой янычарской империи.
Но, по трезвому размышлению, Турция должна понять, что она ставит на кон свою судьбу, гоняясь за этим, пусть и заманчивым, но далеко не главным сирийским призом. Про шашни Эрдогана с ИГИЛовской нефтью уже и не говорю. Эта тема настолько грязная, что ввиду угрозы её широкой огласки, он должен быть первым, кто согласится ее похерить и полностью замести следы.
Пересмотрев свои планы в отношении поглощения Сирии, туркам будет несложно сделать и все остальное. А именно – вступить с Россией в реальный военный альянс с целью уничтожения бандформирований и восстановления на Ближнем Востоке довоенного статус-кво.
В конце концов, именно Россия и Турция, волею геополитических судеб, оказались ближе всего к линии огня, и именно им сейчас придется решать — как действовать в этой ситуации. Всякие советы издалёка – будь то из Брюсселя, или вовсе из-за океана существенно девальвированы именно тем фактом, что в такие моменты каждая страна должна брать собственную судьбу исключительно в свои руки.
Практически, обе страны должны создать единую военно-штабную структуру, которая могла бы координировать совместные действия, прежде всего, военно-воздушных сил РФ и Турции над территорией Сирии. Объединенный штаб должен взять на себя планирование совместных боевых операций, определение перечня целей и тому прочее. При этом, с учетом того, что игра пойдет совершенно в открытую, любые попытки турецкой стороны продолжать крышевание некоторых бандформирований, путем вывода их из под удара, будут немедленно пресекаться, либо разоблачаться как явно пособничество террористам. В качестве компромисса российская сторона может пойти навстречу Турции в части исключения из числа первоочередных целей некоторых неявно враждебных групп протурецкой оппозиции на территории Сирии. И, конечно же, не может быть и речи о каком-то препятствовании со стороны турок и подведомственных им местных группировок наступательным действиям сирийской армии, несущей основную тяжесть наземной борьбы с боевиками.
Еще раз подчеркну – главной, если не единственной, проблемой на пути реализации этого плана является сам Эрдоган с группой своих экстремистски настроенных единомышленников. До тех пор, пока эта группировка не пришла к власти, отношения Турции и Сирии, были хотя и не особенно теплыми, но вполне корректными. В Турции и сегодня достаточно много политиков, считающих, что Эрдоган ведет страну не туда и подвергает ее серьезной опасности. В условиях назревающего конфликта с Россией эти круги, несомненно, получат новые аргументы против нынешнего курса. И, с учетом того, что Эрдоган фактически загнан в угол, принудят его сменить внешнеполитические приоритеты с явно безумных на более рациональные.
Альтернативы этому нет. России и не подумает прекращать свои абсолютно законные действия в Сирии и будет продолжать громить инфраструктуру ИГ, в том числе с особым упором на болезненную для Эрдогана нефтяную тему. Одновременно будут уничтожаться все материальные и людские подкрепления, которые турки вздумают направлять на территорию Сирии.
Что может в этих условиях сделать Турция, чтобы этому помешать? Только вступить в войну с РФ, для начала, например, попытавшись разбомбить ее военные объекты на территории Сирии. Но это равнозначно полномасштабной войне с ядерной сверхдержавой, которая может стереть Турцию с лица Земли. У России просто не будет иного выбора, кроме применения оружия массового уничтожения, потому что турецкая армия достаточно сильна и в случае полномасштабных боевых действий может причинить России немалый ущерб.
Понятно, что для турок личное знакомство с «Калибрами» и «Тополями» в ядерном снаряжении — это не вариант. А вот участие совместно с Россией в боевых операциях против террористов может даже принести Анкаре определенные дивиденды в виде признания ее государственных интересов и гарантирования на будущее безопасности турецких границ, которые сегодня, особенно на востоке, подвергаются очень серьезному давлению.
Если Эрдоган, что называется «упрется рогом» и откажется следовать логике и здравому смыслу, думаю, что Турция найдет в себе силы поставить точку в его политической карьере. Поскольку она никак не может идти вразрез с коренными интересами турецкой нации, которые, со времен Суворова и Потемкина, предписывают Турции никогда не идти против России.
Автор бредит или что-то курнул.
ОтветитьУдалитьЭто, что было?! Что за "пропендосный либерастизм"?! Бомбить и точка!!!
ОтветитьУдалитьЧто за бред... Не узнаю автора - вроде раньше отличался разумом в своих эссе.
ОтветитьУдалитьПростите, господа призывающие бомбить и точка, вы в самом деле думаете, что полномасштабная война между Россией и Турцией, это самый оптимальный вариант?
ОтветитьУдалитьВы головой думаете или задницей?
РИ втравили в 1МВ, РИ развалилась в результате революции;
СССР втравили в 2МВ, мы победили, но ценой потери 20 млн. наших людей.
В той войне наибольшие дивиденды получила страна, принявшая в ней наименьшее военное участие.
С нами опять хотят проделать то-же самое, а вы ведётесь как дети.