Страдания униатов
Как Папа Римский «предал» Майдан
Первый раз за всю церковную историю произошла встреча предстоятелей двух крупнейших христианских общин мира – Римской Католической и Русской Православной Церквей. Папа Франциск и патриарх Кирилл встретились в Гаванне и обсудили множество животрепещущих вопросов, беспокоящих планету.
Будучи моральными авторитетами для сотен миллионов людей, главы церквей обратились к своей пастве с призывами способствовать решению важнейших конфликтов современности в духе взаимного примирения и христианской любви. Это, без преувеличения, эпохальное событие в новейшей истории, и можно долго и плодотворно анализировать все его смыслы, но нас интересует один конкретный абзац из Совместного заявления Папы и Патриарха.
Вот он, пункт № 25:
«Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования».
А вот как отреагировали сами униаты на эти слова, устами своего главы Любомира Шевчука: «Безусловно, этот текст вызвал глубокое разочарование среди многих верующих нашей церкви и просто неравнодушных граждан Украины. Сегодня многие обращались ко мне по этому поводу и говорили, что чувствуют себя преданным Ватиканом, разочарованными половинчатостью правды в этом документе и даже косвенной поддержкой со стороны апостольской столицы агрессии России против Украины. Я, конечно, понимаю эти чувства».
Реакцию греко-католиков понять можно: да, дорогие униаты, все примерно так и есть – Ватикан вас предал. Точнее, не предал, а постарался спихнуть со своей шеи как «токсичный актив».
Дело в том, что реальные конфликты между католиками и православными преимущественно были довольно редки (ну, если не копаться в седой древности времен взятия крестоносцами Царьграда и попыток Тевтонского ордена «миссионерить» на русских землях) – за исключением пограничных земель между православной и католической цивилизациями. На землях нынешних Западной Украины и Белоруссии, некогда входивших в состав Речи Посполитой, и разыгралась кровавая межрелигиозная драма, начиная с 16 века.
В Польше католичество было господствующей и по сути государственной религией, а православие, изначально также присутствовавшее на западнорусских землях, все более и более притеснялось. Наконец, был найден якобы компромисс: в 1596 году была подписана Брестская уния, согласно которой примкнувшие к ней православные могли и дальше служить по привычному обряду, но взамен должны были признать главенство римского папы и ряд католических вероучительных догматов.
Уния была чисто политическим проектом, который должен был стать «католичеством восточного обряда» со всеми вытекающими дисциплинарными следствиями – полным послушанием Ватикану и его местным представителям в Варшаве. Соответственно, впоследствии уния стала «мостиком» для «европеизации» православного народа Западной Украины, который все больше втягивался в орбиту иностранного влияния, эстетики и политики. В 20 веке униаты стали ревностными сторонниками украинского национализма, а глава УГКЦ митрополит Шептицкий сотрудничал с ОУН, правда, потом, после начала гитлеровских неудач, с иезуитской беспринципностью успел быстро перековаться в симпатизанта коммунизма и Красной Армии.
Роль униатов в событиях на обоих Майданах так велика, что о ней можно говорить часами. Впрочем, вот, достаточно посмотреть это видео (причем, еще 2010 года!):
И вот теперь «внебрачные дети Рима» чувствуют себя чем-то вроде использованного презерватива. Давным давно изменилась религиозная карта мира с 1596 года – и центр тяжести католического мира переместился из Европы в Латинскую Америку и другие регионы мира. Никому теперь не интересны крохотные кусочки «религиозной карты», ради которой и затевалась Брестская Уния. Теперь побоища вокруг делимых храмов и экстремистские высказывания униатов-националистов только вредят имиджу обновленного католичества. Никто из «настоящих» католиков давно себе такого не позволяет, а «как-бы-католики» из УГКЦ только портят совместную репутацию.
Вот папа Франциск и говорит открытым текстом «внебрачным детям» своих римских предшественников-интриганов: никакого прозелитизма, никакой политической составляющей, никакой национальной ненависти под религиозным соусом, никаких захватов храмов. Короче, «все, пацаны, расходимся». Но говорит с щадящей (а потому даже более унизительной) оговоркой: ну ладно, те общины, что уже создались, пусть остаются, но не смейте создавать новые! Есть настоящее Православие, есть подлинной Католичество, а вы, мои дорогие мутанты, не тащите к себе тех неофитов, кто выбирает между двумя этими конфессиями.
Печальная «уникальность» украинских униатов в том, что это – сугубо политизированное течение. Так сказать, «религиозное крыло украинского национализма». Никакого самостоятельного христианского значения вне контекста украинской идеи униатство не имеет. А потому, лишившись поддержки Рима, ему остается только надеяться на киевские власти, которым нужно что-то религиозно-европейское, пусть и «второй свежести». Но долго ли еще продлится эта поддержка – зависит от срока жизни самого насквозь хворого киевского режима.
Григорий Игнатов
Комментариев нет: