Украина создаёт в Европе континентальный кризис
Несколько наивных вопросов о референдуме в Голландии
Для человека непосвященного, либо оторвавшегося по тем или иным причинам на время от новостной ленты, происходящее в мире кажется театром абсурда. Вдумайтесь сами: почему вдруг? В Голландии? В рабочий день 6 апреля? Вместо того, чтоб сажать тюльпаны проводят референдум о судьбе Украины?…
Не желая погружаться в информационный мусор, я решила поступить проще — и позвонить в Голландию человеку с Украины — давнему другу нашей газеты, политологу Владимиру Корнилову, который наблюдает происходящее изнутри.
Ставки больше, чем жизнь
— Владимир, почему вдруг Нидерланды так озаботились судьбой Украины, что второй в истории своей страны референдум посвящают именно ей?
— Можно сказать, что это стечение целого ряда обстоятельств. Дело в том, что в Голландии довольно сильны евроскептичные настроения, и по мере углубления кризиса с беженцами, они только нарастают. Сейчас на уверенное первое место в рейтингах вышла антиэмигрантская Партия Свободы. На протяжении нескольких лет голландские активисты добивались права проведения референдума по народной инициативе. Их долго отфутболивали, но в итоге в июне прошлого года парламент принял закон о референдуме, согласно которому нужно собрать за два месяца 300 тысяч заверенных подписей. Для Голландии это колоссальная цифра! Бюрократы были уверены, что это непреодолимое число. И так совпало, что сразу после этого был принят закон о ратификации соглашения Украины и ЕС. То есть, для голландских евроскептиков это был первый повод для обкатки нового закона о референдуме. И они решили попрактиковаться… И в собрали не 300, а все 420 с лишним тысяч подписей. В итоге Голландия стала единственной из 28 стран Евросоюза, которая проводит референдум по этому вопросу. Процедура устроена так, что если хотя бы одна из этих стран откажется ратифицировать соглашение об Евроассоциации с Украиной, оно аннулируется. Ставки очень высоки. Поэтому председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и заявил, что, если победят противники Евроассоциации, это обернется «континентальным кризисом».
— На чью сторону в этом вопросе встало голландское правительство?
— Правительство официально заявило, что будет агитировать ЗА соглашение. Сначала началась кампания замалчивания референдума, главные СМИ долгое время не писали о нем ни слова. Только в декабре в газетах стали появляться первые статьи, при этом почти все они призывали референдум бойкотировать. Тактика властей сводилась к следующему: если на участки придет менее 30% избирателей, референдум будет признан несостоявшимся. Но эти планы во многом сорвала Украина. Украинские депутаты и политики, явно не разобравшись в ситуации, вдруг начали присылать сюда сонмы агитаторов. Джордж Сорос выделил 200 тысяч евро на агитацию за Соглашение. Начались заказные статьи, понаехали заграничные эмиссары, которые начали активно выступать во всех голландских СМИ. Власти ничего не оставалось делать как подключиться к этой кампании.
— Голландия удивлена тем, что ей на голову свалилась вдруг какая-то Украина?
— Для организаторов этого референдума до сих пор проблема — убедить рядового голландского бюргера в том, что он должен в рабочий день изменить свой график передвижения, заехать на избирательный участок и проголосовать из-за какого-то соглашения с какой-то Украиной… Еще в начале марта или в конце февраля больше половины населения Голландии даже не подозревало об этом референдуме. Последний опрос показал, что знают о нем уже примерно 90% населения – настолько бурную активность развили всевозможные агитаторы.
Кульминация агитации
— И чем голландский пиар отличается от украинского?
— Уровнем агрессии. На днях на одном из украинских ресурсов вышла показательная статья, в которой украинские журналисты, описывая ситуацию накануне референдума, задаются искренним вопросом: а почему за нас никто не агитирует? Голландские коллеги им пытаются объяснить – у нас-де ваши методы не работают, мы не можем здесь устраивать «карусели» и возить политиков или избирателей по участкам, а первые искренне не могут понять – а разве бывает иначе?
На чем строят кампанию та и другая сторона? Противники Соглашения — на критике Евросоюза. Плюс, конечно, используются антиэмиграционные настроения, поскольку переспективы безвизового режима с Украиной людей в Голландии пугают. У сторонников Соглашения почти на всех плакатах Путин – если, дескать, вы проголосуете против, то это сыграет ему на руку. Вся тактика сводится к одному: «Не отдайте Украину обратно России!» То есть, тема России и Путина стала в этой агиткомпании главной.
— Судя по количеству бравурных репортажей в украинских СМИ, вся Голландия стала жовто-блакитной и на украинский язык перейдет скоро даже королевская семья… Или нам выдают желаемое за действительное?
— Я вчера прошелся по Гааге, увидел массу агитации «против» Соглашения и не нашел ни одного плаката «За». Ощущение, что противников все же больше, чем сторонников. При этом Украина нагнала сюда огромное множество депутатов, студентов, религиозных деятелей, активистов, журналистов. Они всюду выступают, но при этом зачастую наоборот агитируют себе в минус. Приехал, например, известный «оратор» Владимир Кличко — у него была поначалу запланирована лекция перед студентами Лейденского университета, но ее отменили, вовремя сообразив, ЧТО он может сказать… Он в итоге выступил на популярном ток-шоу, где на ломаном английском произнес следующее: приходите на наш рынок, украинский рынок – это пустой рынок… Так и сказал.
Или, скажем, выпускает статью депутат Лещенко — это очень активный на Украине депутат, один из организаторов майдана: «Дорогие голландские друзья, не предайте нас, украинцев!» Аргументы следующие: у нас стало очень хорошо, мы успешно боремся с коррупцией и с олигархами! В тот же самый день Лещенко выходит на трибуну в Верховной Раде и рассказывает обратное: что на Украине-де коррупционный президент, и коррупционный премьер, все контролируется олигархами, а вся Верховная Рада куплена… Одна реальность – для голландцев, другая – для украинского общества, при этом они совершенно не пересекаются. Министр иностранных дел Климкин и того лучше: выступает он в эфире в популярном ток-шоу и его спрашивают – каковы успехи Украины в борьбе с коррупцией? А он гордо заявляет: «За последние два года у меня никто ни разу не попросил взятку»…
Минувшее воскресенье должно было стать кульминацией агитации — на центральной площади Амстердама должны были собраться со всей страны сторонники Соглашения и провести массовую акцию под названием «Майдан». По задумке туда должны были прибыть сотни тысяч голландцев с жовто-синими прапорами. Увы.. Хорошо, если собралось несколько десятков человек, львиная доля – украинцы. То есть, сюда привезли больше людей, чем собрали.
Брюссельский халифат
— Можно сказать, что этот референдум решает судьбу Украины? Может быть, и мы, и украинцы сейчас делаем ту же ошибку, что и перед вильнюсским саммитом, придавая референдуму судьбоносное значение?
— Я считаю, что он очень важен и принципиален, как для Украины, так и для Европы. Потому что если Голландия проголосует «за», данное Соглашение автоматически ратифицируется и пересмотреть его будет невозможно. Это определенная точка невозврата для Донбасса и тех людей, которые не верят в евроинтеграцию и хотят жить с Россией, а не вне России. Если же Соглашение не вступает в силу, то придется все обнулять и начинать переговоры по-новому. Это шанс для начала диалога с восточными регионами Донбасса, теперь уже с участием Российской Федерацией, на чем Москва в свое время долго настаивала. Возможность произвести своеобразную перезагрузку в отношениях в рамках треугольника Россия-Украина-Европа.
Что касается последней, то, конечно же, Юнкер прав – для Евросоюза голландский референдум — это серьезная проблема: страна впервые в истории ЕС самостоятельно решает важный международный вопрос. Это серьезный толчок для евроскептиков — не надо забывать, что в Британии на носу свой референдум о выходе из Евросоюза, не зря сюда приехал лидер партии независимости Великобритании Найджел Фарадж. Это дает толчок развитию евроскептичных настроений по всей Западной Европе.
Евросоюз сейчас не популярен. Вопрос, связанный с мигрантами, стал серьезнейшей проблемой. В июле-августе кампанию по сбору подписей резко подхлестнули волны мигрантов из Азии и Африки, а теперь немалую долю евроскептицизма добавили теракты в Брюсселе. О чем говорить, когда в столице Евросоюза происходит такое… Как сказал один из организаторов референдума, Ян Роуз: при чем тут закрытие границ, если халифат создан уже в самом Брюсселе…
Галина Сапожникова, КП
Комментариев нет: