Оккупанты на экране



Мода на сюжеты о военной оккупации в разрезе альтернативной истории продолжает потрясать мир кинематографа. Сперва зрителей кинотеатров шокировал ужасающий по своему исполнению ремейк «Красного рассвета», а затем подтянулось телевидение. Норвежский сериал «Оккупированные» оказался откровенно посредственным даже по меркам непритязательных скандинавов. Американская экранизация «Человека в высоком замке» получилась лишь чуть лучше. Если же вспомнить о мире анимации и компьютерных игр, то там такие сюжеты встречаются ещё чаще. В качестве оккупантов обычно выступают либо страны Оси, либо плохие русские, причём последние – заметно чаще.

Но всех переплюнуть решили британские кинематографисты: в их новом творении оккупантами являются нацистская Германия и Советский Союз. Речь идёт о сериале, съемки которого сейчас проходят в Соединённом Королевстве. Сюжет базируется на одноимённом романе Лена Дейтона «SS-GB». Пока в России же новинку практически не заметили, во всяком случае, упоминаний в СМИ о ней исчезающе мало. Окончание съемок состоится в 2016 году. Дата премьеры пока не определена. На просочившихся в Сеть фотографиях со съемочной площадки видны статисты в немецкой и советской форме.

Предыстория такова. Знаменитый «Морской Лев» был реализован в 1940 году и германский десант высадился на пляжах Англии, города которой капитулируют один за другим, не оказав сопротивления. Черчилль казнён, король Георг VI заточён в Тауэр, а королева Елизавета бежала вместе с дочерьми в Новую Зеландию. Балтийский Флот СССР прибывает к берегам Шотландии и обустраивает базы в Росайте, Скапа-Флоу и Инвергордоне. Создатели обещают нам политический детектив, историки же могут заранее рвать на себе волосы, ибо очевидно, что серьёзной связки с реальными фактами здесь изначально не будет.



На редких кадрах «русские офицеры» уже заметны среди гитлеровцев

Почему подобные сюжеты вообще стали вдруг пользоваться популярностью? Основных причин, пожалуй, три. Одна чисто творческая. Другие две – политические.

Во-первых, зритель стал привередливым. За десятилетия развития массового кино, он видел на экране практически всё, от вторжений пришельцев всех мастей до криминала и распутства в каменных джунглях больших городов. Придумать что-то новое, оригинальное стало крайне сложно. Поэтому кинобоссы решили попробовать что-то, что сочетает в себе масштаб и относительную не заезженность. Сюжет об иностранной оккупации в жанре альтернативной истории в этом план неожиданно оказался выигрышным на 100%. Именно вымышленность событий не только открывает простор сценаристам (как правило, плохо знакомым с историей), но и гарантирует, что чувства нежных американцев или европейцев не будут задеты. Это же вымысел, верно?

Во-вторых, явно политический заказ на плохих русских. Он начался задолго до Крыма и даже задолго до Путина. Антироссийские агитки вполне успешно клепались Западом и во времена правления Ельцина. Примеры можно привести даже не влезая в поиск по Сети. Тогда наши либеральные политические и кинодеятели объясняли это просто. Мол, кино- и теле- рынок России слишком маленький и в тех же США, исходя из этого, делают сюжеты без учёта чувств и желаний нашей аудитории. Но, убеждали они, когда наш рынок станет достаточно крупным, то иностранные (прежде всего, американские) продюсеры вынуждены будут учитывать чувства наших потребителей и не просто перестанут штамповать откровенно русофобские вещи, но и введут на мировой экран новую плеяду русскоязычных актёров.

И вот в середине нулевых на волне нефтедолларов наш кинорынок действительно стал идти вверх и вскоре догнал китайский. Эпоха «Ночного дозора» – помните такую? И чем ответил Голливуд и прочие европейские и американские кинофабрики? Да, новые русскоязычные актёры появились, но… играют они по-прежнему исключительно бандитов, проституток, спятивших военных и диктаторов. Русофобских фильмов стало даже больше, размер кинорынка, как видим, здесь никак не повлиял. Разве что, русские злодеи стали теперь чуть более огламуренными и играют их теперь даже знаменитые англоязычные актёры. Вот так вот «рынок всё отрегулировал». Если имеется откровенный политический заказ на создание определённого образа нации, то его будут выполнять без оглядки на кассу.

В-третьих. Начиная с 2010 года у зарубежных режиссеров неожиданно проснулся интерес к тематике второй мировой войны. До конца не понятно, что стоит за этим явлением; госзаказ, с целью соответствующей обработки населения или реакция самих творческих деятелей на возросшую глобальную нестабильность. Однако факт остаётся фактом. Показательно, что фильмы и сериалы появляются не только в странах победивших, но и проигравших, и даже тех, кто в войне вообще не участвовал – вроде Швеции, где внезапно вспомнили про собственную пограничную «тайную борьбу» с нацизмом. До того вторая мировая война чаще всего фигурировала лишь в массовом кинематографе России, Китая, да пожалуй, Финляндии.

Так что плохих русских, как и всех прочих оккупантов, в кино скоро станет заметно больше. И так будет продолжаться до тех пор, пока что-то не изменится либо в политике, либо в кинематографе.


Комментариев нет: