Надо лучше работать, коллеги с Би-би-си!
Проблема с фильмом Би-би-си о страшных российских футбольных фанатах не в том, что англичане не поедут в Россию на Мундиаль. Поедут. А в том, что западные медиа все меньше чувствуют реальность, которой пытаются управлять. И реальность им это все меньше прощает.
Фильм Би-би-си о российских футбольных фанатах в очередной раз (причем счет примеров идет уже не на десятки, а на сотни) обнажил странную, перевернутую ситуацию, в которой ныне живет мир.
Россия приобрела все формальные признаки «нормальной страны…
В этом мире RT, Sputnik и даже Первый канал с «Россия 24» работают как работало то же Би-би-си, а также «Голос Америки» и радио «Свобода», на пике своего влияния. У нас ведь не изобрели ничего нового.
Взяли те же классические стандарты формирования редакционной политики и идеологического программирования аудитории. Добавили современные технологии и социальные сети. Смешать, но не взбалтывать – et voilà. Агрессивная и суперэффективная, по мнению американских конгрессменов, русская пропаганда версии 2.0 готова.
Зато Би-би-си все больше напоминает программу «Время» образца 1983 года. Про то, в какое унылое ничтожество скатились «Голос Америки» и «Свобода», и говорить не приходится. Да что там «Голос Америки». Переводные материалы из CNN и The New York Times в русском сегменте Интернета все чаще проходят по разряду анекдотов.
С другой стороны, неверно обвинять во всем СМИ и работающих в них журналистов. Несмотря на то, что последние пару десятилетий у многих создали иллюзию, что медиа надели человечеству на глаза очки, в которые транслируют нужную им картинку и заполучили тем самым инструмент для любых манипуляций, недавние события доказывают, что все обстоит куда сложнее.
Человечество по-прежнему живет в реальности, и в абсолютном большинстве своем эту реальность вполне адекватно воспринимает.
Вот как раз с этой реальностью у Запада начались очень серьезные проблемы.
Легко было идеологически и пропагандистски конкурировать с СССР, у которого был повсеместный дефицит товаров народного потребления и жуткие общественные туалеты. На этом фоне ежедневного быта, как борьбы за выживание, к 1980-м годам граждан уже несильно радовали достижения космонавтики и статус глобальной сверхдержавы.
Совсем другое дело, когда Россия приобрела все формальные признаки «нормальной страны».
Джинсы, «Макдональдс» и стиралка-автомат практически в каждом доме? Об этом уже лет двадцать говорить несерьезно.
Дороги? Да, в общем, нормальные у нас дороги. Можно даже сказать, хорошие у нас дороги. Пока не везде, но процесс идет. Причем настолько интенсивно и повсеместно, что исконно российская шутка про «дураков и дороги» как-то незаметно вышла из употребления в последние годы.
Пал под неумолимыми ударами прогресса оплот советского ужаса – «Сбербанк», превратившись в весьма комфортное для клиентов заведение. Тем же путем движется «Почта России».
Пенсии маленькие? Чистая правда. Пенсионерам в России непросто.
Однако знакомство с западными реалиями показывает, что там тоже не все гладко.
В Англии, например, каждую зиму десятки тысяч (в среднем двадцать пять тысяч, в холодные зимы существенно больше) стариков погибают от fuel poverty, то есть до такой степени экономят на счетах на отопление, что умирают из-за всевозможных сопутствующих проблем, вроде тяжелых простуд.
ФСБ, Путин и диктатура? Путина отставим в стороне. А что касается остального, то, во-первых, уровень свободы – это вопрос очень субъективный. А во-вторых, даже если у нас ФСБ, то у вас АНБ, Патриотический акт и хобби у полицейских отстреливать безоружных негров.
Тут-то и выяснилось, что СМИ, заточенные за предыдущие десятилетия на работу в формате «Запад – рай на земле, Россия – воплощение ужаса» не выдерживают конкуренции, когда приходится работать в формате «а давайте сравним в деталях».
Россия электронных госуслуг, горнолыжной Красной поляны, Санкт-Петербурга как мировой туристической столицы и ярмарок на Красной площади никак не втискивается в привычные лекала, с которыми имеют дело западные медиа.
В результате история российскими фанатами на Евро-2016, как собственно и ее нынешнее продолжение в виде британского фильма, наглядно показывают ловушку, в которую угодили западные СМИ.
В России вся эта история с беспорядками на недавнем футбольном чемпионате с самого начала воспринималась, в первую очередь, как очередное свидетельство того, что с Европой происходит что-то сильно неправильное.
Основная мысль общества сводилась к тому, что «Хорошо, что мы живем в нормальной стране и у нас такое невозможно. В России есть государство, а у государства есть правоохранительные органы, которые такого безобразия не допустят».
Любые эксцессы на спортивных мероприятиях в России воспринимаются как недоработка организаторов и правоохранителей, из которых должны быть сделаны выводы по недопущению их повторения в дальнейшем.
А если речь идет о статусных масштабных мероприятиях, эксцессы в принципе считаются недопустимыми и общество ждет, что на них будет обеспечен полный порядок и безопасность. Причем, как показали Олимпийские игры в Сочи, государство делает все возможное, чтобы соответствовать общественным ожиданиям.
В то же время, при всем достаточно негативном отношении к фанатскому движению, как хулиганской и деструктивной силе, которая должна знать свое место и которую должны держать в узде правоохранители, в России в целом позитивно было воспринято то, как показали себя российские фанаты во Франции.
Логика была простой: раз государство не способно выполнять свои функции, значит действует право сильного; наши доказали на весь мир, что именно они самые крутые – и правильно сделали.
Но при этом российское общество точно знает, что ничего подобного на российском Мундиале в 2018 году даже близко не может быть, потому что общественная безопасность является едва ли не главным государственным приоритетом, и будет сделано все, чтобы спокойствию и безопасности чемпионата ничто не угрожало.
Самое интересное то, что на Западе это тоже прекрасно знают. Более того, тема России как полицейского государства, является одной из главных тем обличения страны в тамошних медиа.
Уже много лет западную аудиторию накачивают историями, во-первых, про то, как важна для Кремля «обложка» страны, безукоризненность проведения крупных международных мероприятий, а во-вторых, про заполненность страны полицейскими и прочими силовыми структурами, обеспечивающими общественный порядок и не допускающими отклонения поведения граждан от утверждаемых норм.
В этой ситуации Би-би-си рассказывает своей аудитории про страшных русских фанатов, которые устроят беспорядки на футбольном чемпионате и побьют фанатов английских.
Подобный подход работает против телекомпании не только среди британской аудитории RT, изначально скептически настроенной к Би-би-си, но и среди лояльных зрителей, поскольку вкладывает им в голову противоречащие друг другу установки.
Как показал опыт последнего времени, обычно это выливается в изумляющие истеблишмент результаты плебесцитов.
Винят чаще всего в этом опять-таки RT.
Хотя в реальности надо всего лишь лучше работать, коллеги.
Комментариев нет: