На смерть одного из «отцов Рунета» Антона Носика

Я перебираю факты противоречивой и ершистой биографии покойного и мне приходит в голову только это: будь у Рунета отцы чуть поответственнее, глядишь, сегодня всё было как-то более цивилизованно.
Покойный был разносторонней личностью, да.

Вот бывает такое: умер не самый симпатичный человек… а ругать его не хочется. Вот нет какого-то осуждающего такого, злорадного настроя. Это я про Антона Носика. Да, безусловно, повторяя краткий некролог Остапа Бендера над скончавшимся Паниковским, «покойный не был нравственным человеком» — более того, он был именно тем, как назвал свой знаменитый ЖЖ. Но ругать его всё равно не хочется – кстати, видимо, именно поэтому. Ну какой смысл метать гневные филиппики в адрес dolboeb’a?..

Сегодня масса СМИ и блогов успели окрестить Носика «отцом Рунета» — это ерунда, конечно. Никаким «отцом» он не был, хотя и стоял, что называется, «у истоков». Более корректно и метко его назвал Дмитрий Медведев в словах соболезнования – «первопроходец». Носик постоянно где-то что-то «первопроходил» — в эпоху, когда киберсквоттинг русских доменных имён был в младенческом состоянии, он быстренько «застолбил» красивые домены типа gazeta или lenta – но, пардон, это ещё не основание считать его их отцом. «Отцовство» его почти всегда заключалось в расплывчатой роли консультанта по интернет-стратегии при крупных бизнесменах, а это приблизительно выглядело так – «В самой компании он к тому времени уже не работал, как бы стоял сбоку, в стороне. Эта роль стороннего наблюдателя и одновременно центрального участника хорошо удавалась Носику».  Так что «наотцевал» он не так уж много…

Конечно, главную известность он приобрёл как топовый блоггер в ЖЖ. Его блог с неприличным названием появился во времена былинные, в начале 21 века, и Носик был, скорее, не отцом, а «вечным жидом» Рунета – он видел, как стремительно менялась вся электронная медиасфера, и сама эта роль свидетеля и наблюдателя, практически «от Адама», тоже чего-то да стоит. Сейчас «вечный жид», вопреки своему якобы бессмертию, умер – и с ним умерла эпоха того Рунета, который мы знали и любили года эдак до 2010. Рунета ЖЖ, а не соцсетей. Рунета текстов, а не видосов. Рунета анархической свободы, а не дикой цензуры фейсбука и симметричных мер Роскомнадзора. Сам Носик, зигующий в кипе, был олицетворением этой дикой эпохи парадоксов. Теперь так уже не делают, а если и делают – сама аудитория изменилась, и мало кто обращает на это внимание.

Носик был фигурой комического плана, и за это ему можно многое простить – в частности то, за что кому другому не раз переломали бы ноги. Ну, скажем, эти его дикие расистские высказывания с требованиями ковровых бомбардировок Сирии («*уячь, Владимир Владимирович, ковровыми, не стесняйся, be my guest. А что дети, которые погибли при бомбёжках, с тебя на том свете спросят, зачем ты их убил — лично я в загробную жизнь не верю, так что просто прими иудаизм и расслабься, не спросят они тебя ни о чём»),  постоянная поддержка любых белоленточных начинаний и всего тому подобного. Носик был как бы вроде и не шлемазлом… но шлемазлом! А что с такого взять? Ну, дружил с Березовским. Ну, хватал девиц за филейные части. Ну, многолетний алкоголик. Ну, кетаминовый наркоман, который чуть было не спалился на таможне при ввозе дури из Индии в Россию. Общий образ получается настолько гротескно-сатирическим, что насупливать брови не выходит.


«Козлевич и Балаганов остались недовольны надгробным словом Остапа. Они сочли бы более уместным, если бы великий комбинатор распространился о благодеяниях, оказанных покойным обществу, о помощи его бедным, о чуткой душе покойного, о его любви к детям…» — ах, да, конечно же, как можно было забыть о таком важном, о помощи бедным и любви к детям! Вот как выглядела благотворительность в исполнении Носика: «Ребята, мы собираем $45.000. Поэтому взносы по 10 долларов тут неактуальны. Вносите по штуке, пожалуйста. Если нет штуки, то по сотне. Не надо мне десятки присылать. Покуда я управлюсь с процессингом ваших десяток, пациент умрёт».

«Вносите по штуке, пожалуйста». Вот такой отец у Рунета навязался.

Последний пост в ЖЖ Носика посвящён украинско-польским отношениям.  Там Антон высказывает достаточно здравые, логичные мысли. Умел иногда, когда был трезвым.

«Он умер на даче под Мытищами. Умер от водки. Так и должно быть с настоящим космополитом. С человеком космоса. С человеком бесконечности. С неизвестным количеством гражданств, с безумной географией пребывания, со всем этим домом Наркомфина в голове. Есть только один человек, с которым я могу сравнить Носика, — это Высоцкий»  — Максим Кононенко написал полную чушь, льстящую Носику в гомерических масштабах. Нет ничего величественного в том, что ты мечешься между проектами, ничего не доводя до конца, и подогреваешь к себе интерес только скандалами. Я перебираю факты противоречивой и ершистой биографии покойного и мне приходит в голову только это: будь у Рунета отцы чуть поответственнее, глядишь, сегодня всё было как-то более цивилизованно. Но отцом был dolboeb – и это наложило печальный кармический отпечаток.


Григорий Игнатов

Комментариев нет: