Чьи мозги виноваты в пуске ракеты с Ка-52 по гражданским?
Насколько я понимаю алгоритм открытия огня*, система "Ранет" выводит на
фонарь кабины прицельную (и не только) информацию, совмещенную с
закабинным пространством. Причем, само наведение происходит без участия
летчика. Нашлемная система целеуказания "Обзор 800" выдает управляющие
сигналы комплексу "Шквал-В" и головкам самонаведения ракет (не в нашем
случае), а система управления оружием СУО-800 уже выдает управляющие
сигналы, информирует пилота о состоянии СУО и готовности к открытию
огня. Поворотом головы пилот может менять целеуказание.
Фактически, "за спиной" пилота находится электронный член экипажа, реализующий принцип "Пилот дал команду и забыл". Остальное делает "призрак".
Видео с места нанесения удара и из кабины пилота (все видео ниже) позволяют сделать вывод, что мозги свихнулись и отдали "преступный" приказ. А вот чьи именно мозги, ответить невозможно. Для начала, что делали гражданские на директрисе открытия огня? По всем правилам, траектория захода на цели освобождается от посторонних как раз "абы чего не вышло".
А пока Минобороны молчит или опровергает, продолжает раскручиваться скандал с обстрелом гражданских на полигоне. И пока вопросов больше, чем ответов. Одной из причин несанкционированного пуска ракет вертолета Ка-52 на военных учениях может являться технический сбой в системе его вооружения. Для проверки этой версии уже создана комиссия минобороны и производителя. Дело, безусловно, нужное, но хотелось бы получить ответы на более простые вопросы.
Не менее важный вопрос, позволяющий определить степень вины пилота - на каком расстоянии от места нахождения пораженных "жигулей" и кунга находилась реальная цель. На опубликованном видео из кабины видно, что включена система наведения, а система управления оружием снята с предохранителя, запитана и готова к стрельбе. В этом состоянии СУО действительно могла дать команду на самопоизвольный пуск - просто по факту того, что любой искусственный интеллект способен в какой-то момент свихнуться. И чем сложнее система - тем больше вероятность.
Современная СУО обеспечивает непосредственное управление подготовкой и применением управляемых и неуправляемых авиационных средств поражения. Если ранее она была проста, как лом - снятием предохранителя включалась подача электропитания на командные модули и стрельба начиналась после нажатия кнопки открытия огня из выбранных систем, то теперь между пилотом и оружием помещен довольно сложный мозг СУО.
В состав СУО сегодня входит:
интегрированный контроллер автономной работы;
блоки преобразования интерфейсов сопряжения с оружием;
периферийные блоки сопряжения с оружием;
резервные пульты управления.
СУО реализован в виде распределенной многопроцессорной системы управления с использованием технологии твердотельной коммутации. Система имеет встроенный контроль, обеспечивающий проверку состояния ее составных частей и интерфейса сопряжения с оружием.
Сегодня СУО является многопроцессорной системой управления с распределением алгоритма функционирования между информационно-управляющей системой ЛА, контроллером СУО и периферийными блоками. При этом в системе есть твердотельные коммутаторы нагрузки (ТКН) различного номинала, обеспечивающие коммутацию напряжения в выходных цепях СУО с защитой от короткого замыкания и контролем состояния нагрузки.
Теоретически возможно, что здесь и произошел сбой после снятия предохранителя и запитки системы. Насколько оправдана предварительное включение системы, зависит от ответа на вопрос выше.
Но в любом случае, посторонних на маршруте выхода на цель следовало расстрелять охране еще раньше.
* - очевидно, что конкретно на этом Ка-52 реализованы более современные модели СУО. Но сама система интерфейса и алгоритм тот же.
НАСПРАВДИ
Фактически, "за спиной" пилота находится электронный член экипажа, реализующий принцип "Пилот дал команду и забыл". Остальное делает "призрак".
Видео с места нанесения удара и из кабины пилота (все видео ниже) позволяют сделать вывод, что мозги свихнулись и отдали "преступный" приказ. А вот чьи именно мозги, ответить невозможно. Для начала, что делали гражданские на директрисе открытия огня? По всем правилам, траектория захода на цели освобождается от посторонних как раз "абы чего не вышло".
А пока Минобороны молчит или опровергает, продолжает раскручиваться скандал с обстрелом гражданских на полигоне. И пока вопросов больше, чем ответов. Одной из причин несанкционированного пуска ракет вертолета Ка-52 на военных учениях может являться технический сбой в системе его вооружения. Для проверки этой версии уже создана комиссия минобороны и производителя. Дело, безусловно, нужное, но хотелось бы получить ответы на более простые вопросы.
Не менее важный вопрос, позволяющий определить степень вины пилота - на каком расстоянии от места нахождения пораженных "жигулей" и кунга находилась реальная цель. На опубликованном видео из кабины видно, что включена система наведения, а система управления оружием снята с предохранителя, запитана и готова к стрельбе. В этом состоянии СУО действительно могла дать команду на самопоизвольный пуск - просто по факту того, что любой искусственный интеллект способен в какой-то момент свихнуться. И чем сложнее система - тем больше вероятность.
Современная СУО обеспечивает непосредственное управление подготовкой и применением управляемых и неуправляемых авиационных средств поражения. Если ранее она была проста, как лом - снятием предохранителя включалась подача электропитания на командные модули и стрельба начиналась после нажатия кнопки открытия огня из выбранных систем, то теперь между пилотом и оружием помещен довольно сложный мозг СУО.
В состав СУО сегодня входит:
интегрированный контроллер автономной работы;
блоки преобразования интерфейсов сопряжения с оружием;
периферийные блоки сопряжения с оружием;
резервные пульты управления.
СУО реализован в виде распределенной многопроцессорной системы управления с использованием технологии твердотельной коммутации. Система имеет встроенный контроль, обеспечивающий проверку состояния ее составных частей и интерфейса сопряжения с оружием.
Сегодня СУО является многопроцессорной системой управления с распределением алгоритма функционирования между информационно-управляющей системой ЛА, контроллером СУО и периферийными блоками. При этом в системе есть твердотельные коммутаторы нагрузки (ТКН) различного номинала, обеспечивающие коммутацию напряжения в выходных цепях СУО с защитой от короткого замыкания и контролем состояния нагрузки.
Теоретически возможно, что здесь и произошел сбой после снятия предохранителя и запитки системы. Насколько оправдана предварительное включение системы, зависит от ответа на вопрос выше.
Но в любом случае, посторонних на маршруте выхода на цель следовало расстрелять охране еще раньше.
* - очевидно, что конкретно на этом Ка-52 реализованы более современные модели СУО. Но сама система интерфейса и алгоритм тот же.
НАСПРАВДИ
Комментариев нет: