Большие чистки в России

В среде местных элит пошёл слух, что Сергей Кириенко затевает большой передел России

Российские регионы ждёт генеральная уборка – если, конечно, отказаться от более точного определения – «кадровая чистка», – несущего негативный подтекст с отсылкой к Ежову и Берии. Недавняя репетиция на погрязшей в излишествах дагестанской элите прошла более чем удачно – такой опыт грешно не распространить и на другие провинции.

Начнут, по всей видимости, с Татарстана и Челябинской области – местных чиновников, по их же словам, загодя проинформировали о неизбежном. А расчищать регионы от всего нехорошего будет Сергей Кириенко.

Пока страна шушукается, за что Кириенко представили к «Золотой Звезде» Героя России – то ли в ознаменование 20-летия его краткосрочного премьерства, окончившегося дефолтом, то ли за какие-то секретные успехи «Росатома», где он уже два года как не работает, то ли за грамотное и результативное проведение президентских выборов, – но знающие люди намекают: куратора внутренней политики в президентской администрации наградили за Дагестан.

Да, всю практическую работу там проделал «генерал-губернатор» Владимир Васильев, но «социальный заказ» первым уловил именно Кириенко – и дальнейший процесс начался именно с его подачи. Причём в качестве пилотного Кириенко намеренно выбрал, пожалуй, самый непростой регион – с несколькими национальными элитами, жёстко конкурирующими между собой. И его зачистка прошла успешно. Кто бы мог подумать, что с неуправляемым Дагестаном сможет управиться федеральный политик, не имеющий местных корней, а парламентом будет руководить приглашённый из Татарстана управленец! Как результат – отвечающему за региональную политику первому заместителю главы президентской администрации доверили курировать четыре управления (вместо двух, как раньше) и главное – становящееся ключевым управление по Госсовету при президенте России.

Между тем регионы замерли в ожидании «грандиозного шухера» – всероссийской кадровой чистки. «Начальник УФСБ по Челябинской области Юрий Никитин в апреле летал в Москву, – стращало издание «Знак», – где ему сообщили, что регион попал в план первоочередных мер по борьбе с коррупцией. К 2019 году его надо почистить. Пока начнут с городов и районов». И в Казани, проследив за очевидной для многих, кроме местной элиты, цепочкой событий – от ноябрьского исключения главы региона Рустама Минниханова из состава Госсовета до замены куратора Госсовета на Кириенко, – тоже готовятся к большим переменам. Ведь Татарстан вызывает у Кириенко застарелую зубную боль – ещё со времён работы полпредом в Приволжском федеральном округе. Но об этом следует рассказать поподробнее.

Мало кто из управленцев начинал свою карьеру с такого сокрушительного фиаско, как Сергей Кириенко. В апреле 1998-го Госдума утвердила его российским премьером, а через четыре месяца последовали дефолт и отставка. От бесповоротного краха карьеры Кириенко спас случай. Однажды, будучи главой правительства, он первым сообщил одному парню, что того назначили директором ФСБ. А чуткие люди добра не забывают, и отставной премьер однажды проснулся президентским полпредом в ПФО. Из семи полпредов первого призыва только Кириенко не носил форменного кителя – пятеро его коллег щеголяли в генеральских погонах, а у одного имелся высокий дипломатический ранг. Но, как вспоминает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, «отношения с республиканскими элитами, Шаймиевым, Рахимовым у Кириенко были достаточно сложными».

Сложнее некуда, это правда. «Доходило до того, что полпреда отказывались принимать на уровне президента Республики Татарстан во время его визитов в Казань», – припоминает издание «Бизнес Онлайн». Между тем на долю Кириенко пришёлся «болезненный период построения вертикали власти, сворачивания полномочий регионов, фактического упразднения суверенитета и приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным». Вспомнить хотя бы скандальную историю с татарстанскими вкладышами в российские паспорта, против которых выступал полпред. И сейчас фронда в Татарстане ничуть не затихает. Региональный глава по-прежнему не хочет отказываться от ярлыка «президент», хотя даже Рамзан Кадыров без колебаний уловил посланный сигнал и стал губернатором. А казанским журналистам приходится лавировать, описывая встречи глав России и региона.

Недавний скандал вынудил внести изменения в закон о языке – дети из говорящих по-русски семей из-за насаждения татарского в школах оказались в двусмысленном положении. Так стоит ли удивляться слухам, что-де в отношении Кириенко к региональным властям имеет место личная неприязнь? Повод-то для неё был. Именно региональные элиты в лице Минтимера Шаймиева, Юрия Лужкова, Муртазы Рахимова и Владимира Яковлева поспособствовали бесславной отставке Кириенко-премьера. А у сбитого влёт Кириенко, на беду, оказалась хорошая память.

В феврале 2003 года в России стартовал процесс «укрупнения регионов». Кириенко никогда не «якал», что идея была его. Но есть веские основания утверждать, что его и никого больше. И тогда понятно, почему начать решили с подконтрольного Кириенко ПФО, с объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО. Всё прошло без сучка без задоринки: местные законодатели единогласно приняли обращения к президенту «о создании нового субъекта Федерации», причём оба региона подали обращения почти синхронно, с разницей в двое суток. Полпред, понятное дело, своей роли не выпячивал. А вот у Леонида Драчевского так же блестяще, как у Кириенко, не вышло – вверенный его стараниям процесс объединения Иркутской области с Усть-Ордынским АО растянулся на долгих пять лет. А всё потому, что один полпред действовал с региональной элитой предельно жёстко, а другой – дипломатничал.

Когда стало ясно, что роль личности в преобразовании страны слишком велика и коллеги Кириенко могут не решить поставленные задачи столь же блестяще, как он, с массовым укрупнением субъектов Федерации решено было повременить. И уже в июне 2003-го Кириенко уверял приволжскую прессу, что слияние регионов – «полный бред». При этом полпред подбирал такие формулировки, что как бы невзначай вылезала неприглядная правда. «У нас в стране не просто территориальное деление, а национально-территориальное, – пояснял Кириенко, – а национальная тема – всегда болезненный вопрос. Территориальные споры – тем более». И далее полпред как бы невзначай проговаривался: «А в России на сегодня существует более 2 тыс. территориальных споров. Одно неправильное движение – и тихие конфликты моментально станут громкими, найдётся какая-нибудь сволочь, которая займётся популизмом, разжигая национальный вопрос». Вот и всамделишное объяснение, почему процесс укрупнения тогда не пошёл. Но тем не менее проблема требовала решения, и его отложили до лучших времён. Оказалось – на полтора десятка лет.

В середине июня внутриполитический блок президентской администрации проводил двухдневный семинар для вице-губернаторов – на Старой площади и в подмосковном корпоративном университете Сбербанка. Темой мероприятия значились запланированные на 9 сентября губернаторские выборы в 22 субъектах. Но говорили не только о выборах, а скорее о том, что последует после них, о неизбежных локальных «чистках».

Проходить они будут не одновременно, а подобно замене губернаторов – «волнами». Без малого два десятилетия назад институт полпредов создавался, чтобы, как отмечало издание «Газета», «жёстче контролировать губернаторскую вольницу, избежать региональной фронды по примеру выступления группы Лужкова, Шаймиева и Яковлева на выборах 1999 года или вообще избежать «риска распада страны» на «удельные княжества». А сегодня речь идёт о том, чтобы упразднить полпредства и ввести жёсткое управление из центра, задействовав механизм Госсовета.

«Управление президентской администрации по Госсовету по большей части решало внутриполитические задачи, – разъясняет политолог Андрей Колядин. – Основная их часть касалась развития регионов, в то время как региональная политика находится в ведении управления внутренней политики. Передав управление Госсоветом в ведение Кириенко, президент довёл вопрос до логического завершения, когда за смежные вопросы отвечает один человек. И это несомненное усиление Кириенко». Кстати, ликвидация института полпредства как такового – идея Алексея Кудрина и экспертов его Центра стратегических разработок, готовивших программу реформ для президента. И, как знать, не воспользуется ли ею Кириенко в обозримом будущем?

Источник
 

Комментариев нет: