Диверсия в туалете: гипотезы странной утечки в космическом корабле «Союз МС-09»

Фотоснимки подтвердили: отверстие появилось с помощью сверла

Причиной утечки воздуха на борту Международной космической станции мог стать человеческий фактор. К такому выводу приходят многие специалисты отрасли, анализируя информацию о загадочной просверленной дыре за ассенизационным устройством корабля «Союз МС-09». Кто и когда ее просверлил, никто не знает.
Космонавты Артемьев и Прокопьев заделывают пробоину в корабле «Союз»

Космонавты наткнулись на нее случайно в поисках пробоины на корпусе корабля. И теперь возникает законный вопрос — а был ли метеорит?

Информацию о применении на борту «Союза» дрели первым обнародовал Космический центр NASA им. Джонсона в пятницу. Правда, очень быстро (видимо, по просьбе российской стороны) американцы ее убрали без объяснения причин. Видеоролик и информация тем не менее быстро разошлись по интернет-пространству, в частности, написала о них и «Космическая лента новостей». На скриншотах видно место, где космонавты Олег Артемьев и Сергей Прокопьев обнаружили течь утром 30 августа.

Поначалу все, кто увидел фотографии с просверленной обшивкой за ассенизационно-санитарным устройством (АСУ), решили, что это дело рук космонавтов, которые таким образом решили пробраться к пробоине, образовавшейся с внешней стороны. Однако, как рассказали «МК» в космической отрасли, версия об их причастности к этому не подтверждается. О том, что за АСУ есть дыра диаметром больше 2 миллиметров, которая дополняет первую дырочку, возникшую, по всей видимости, из-за внешнего воздействия (версии о микрометеорите пока никто не отменял), Артемьев и Прокопьев не догадывались!

Тут требуется восстановить ход событий с самого начала. В ночь на 30 августа на Международной космической станции стало падать давление в результате утечки воздуха. Это зафиксировали и наши, и американские приборы. Причем первыми сообщили об этом американцы, после чего все решили, что утечка происходит на их сегменте станции. Однако позже глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что место утечки находится в бытовом отсеке российского транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-09», пристыкованного к модулю «Рассвет». Поскольку пристыкованный в июне корабль составляет со станцией единый объем, утечка в нем влияет на уровень давления воздуха во всем пространстве МКС. Место свища было определено методом исключения: для этого космонавты — и наши, и американцы — собрались в центральном жилом отсеке российского сегмента МКС и стали по очереди изолировать все остальные отсеки, следя за изменением давления.

Итак, когда место поиска сузилось, дальнейшие работы продолжились уже в самом корабле «Союз МС». Космонавты применили для уточнения места пробоины специальное ультразвуковое устройство, которое и указало на район АСУ. Отодвинув декоративную обшивку туалета, Артемьев и Прокопьев обнаружили ту самую просверленную дыру и были, мягко сказать, удивлены: размеры ее (судя по фотографии) составляли более 2 мм, рядом с отверстием имелось повреждение от соскочившего сверла... Интересно, что данная дыра была просверлена прямо напротив отверстия во внешней конструкционной обшивке, откуда и выходил воздух. Это Артемьев проверил простым дедовским способом — просто заткнул отверстие пальцем на некоторое время, и давление перестало падать.
Так выглядело просверленное отверстие за АСУ до герметизации
...а так после
В самом нарушении конструкционной оболочки, по словам специалистов, ничего особо страшного нет. Наши космонавты сталкивались с подобным не раз и успешно герметизировали пробоины. Средство, которое использовалось для устранения течи на этот раз, также было ранее испытано в действии. Это эпоксидное соединение с металлическими включениями, которое после застывания по прочности не уступает металлу. Сначала через просверленную дыру космонавты замазали им так называемый эффективный диаметр истечения (то есть то, что мы пока называем воздействием микрометеорита с внешней стороны станции), а потом заделали в несколько слоев просверленное отверстие.

Между тем, данные манипуляции с герметиком едва не привели к ссоре между российскими и американскими членами центров управления полетами в Королеве и Хьюстоне. Командир станции, астронавт NASA Эндрю Фейстел заявил свой протест по поводу быстрого принятия решения о заделывании дыры с российской стороны. Американцы стали требовать у нас сертификаты использования нашего средства для герметизации. Доводы о том, что это средство уже давно проверено и даже испытано в реальных ситуациях, были, видимо, недостаточными. Ситуация же требовала быстрого принятия решения: в общей сложности станция потеряла около 40 кубометров атмосферного воздуха. Это не критично, чуть меньше 1/10 общего объема, но дальнейшее промедление могло бы привести к более серьезным последствиям.

В результате российский ЦУП, так и не договорившись с заокеанскими партнерами, все-таки дал команду своим космонавтам заделать все обнаруженные отверстия, через которые выходил воздух, посоветовав им действовать спокойно, «без фанатизма». Аргументы с нашей стороны были железными: «Союз МС-09» — российский спасательный корабль, который предназначен для спуска членов экипажа на Землю, и промедление с его ремонтом неразумно. По данным на 31 августа, свищ был полностью загерметизирован, и атмосфере станции ничто не угрожало. К счастью, после того как течь была устранена, успокоились, видимо, и американцы, поняв, что были неправы.

Однако в Роскосмосе теперь ломают голову над тем, кто и когда использовал сверло на «Союзе»? Поскольку использование дрели на станции все отрицают, остается вариант земной диверсии или халатного отношения к работе. Возникает много вопросов к службам технического контроля. Если дыра была проделана на Земле перед полетом, как они могли ее не заметить? Конечно, само отверстие с внешней стороны корабля является микротрещиной, которая, по всей видимости, могла расшириться со временем. Но как микрометеорит (если это был он) мог угодить в место прямо напротив просверленной дыры изнутри? Согласитесь, что по любой теории вероятности это очень маловероятно. А значит, предстоит тщательное детальное расследование инцидента.

Наталья Веденеева
 

Комментариев нет: