Управленческий феодализм и бессмысленная работа

В начале 20 века многие экономисты предполагали, что бурное развитие технологий приведет к сокращению рабочего дня или рабочей недели, что у людей наконец-то появится свободное время, которое они смогут использовать на то, что им нравится, к чему лежит душа. Технологии действительно быстро развивались, однако люди почему-то стали работать больше. Они проводят большую часть жизни на своих бессмысленных рабочих местах, которые ненавидят, считают пустыми и никому не нужными. Так происходит и в США, и в Европе, но мало кто поднимает этот вопрос.

Это практиковалось в Советском Союзе во времена плановой экономики, когда система создавала столько рабочих мест, чтобы на всех хватило. Поэтому в советских магазинах, по выражению Гребера, требовалось три продавца, чтобы продать один кусок мяса. Но теперь это происходит и в капиталистической системе. Причем когда происходят сокращения и увольнения, они касаются не бесполезных наемных бюрократов, а тех, кто действительно занят нужным делом.

Бессмысленная работа — это форма занятости, которая никому не нужна — ни работнику, ни его боссу, ни миру в целом. Однако работник должен делать вид, что это не так. Бессмысленная работа требует притворства, но у него нет четких правил.

Бессмысленная работа имеет пять основных разновидностей — лакеи, головорезы, липучки, бокс-тикеры и надсмотрщики.

В России многие не знают смысла английского термина box-ticker. Так вот это БЮРОКРАТ. То есть администратор, который делает что-то только потому, что есть правило, которое говорит, что вы должны это делать. Механический исполнитель правил и регуляций, написанных такими же механическими исполнителями.

Ну а «липучки» — это ж@полизы, смысл существования которых в том, чтобы повышать самооценку руководителей.

Остальные персонажи, я надеюсь, понятны без разъяснений.

На протяжении 20 века труд постепенно начал расцениваться как форма дисциплины и самопожертвования. Соответственно «управленческий феодализм» стал генерировать работу просто для того, чтобы держать людей в подчинении. Любая работа объявлена моральной ценностью и самоцелью.

Правящий класс не нуждается в довольном жизнью, развивающемся населении, располагающем свободным временем. Такое население представляет собой потенциальную угрозу. Вместо этого надо внушить людям, что они должны постоянно быть заняты неважно чем, и тех, кто не склонен подчиняться рабочей дисциплине, пусть и на бессмысленной работе, ждет общественное осуждение.

При этом система устроена так, что когда работа человека действительно полезна, существует риск, что за нее не заплатят. А между тем, если исчезнут механики, медсёстры, сборщики мусора, это будет катастрофой — в то время как от исчезновения дерьмописателей или там певцов дерьма ртом, равно как от исчезнования большей части лакеев и надсмотрщиков, никому хуже не станет (кроме очень узкой прослойки тех, кто эту систему и организовал).

Источник

Комментариев нет: