Миллиарды Путина

Похоже, Bloomberg, наконец, разыскал, где российский президент прячет свои наворованные миллиарды. Да прямо у всех на виду, в Центробанке РФ, в виде золотовалютных резервов. По мнению авторитетного издания, скоро Россия обгонит Саудовскую Аравию и займет четвертое место в списке стран с наибольшими запасами ЗВР.




Первая тройка выглядит так: Китай, Япония, Швейцария. И вряд ли мы сможем тягаться с этими странами. Но четвертое место, которое все еще занимает Саудовская Аравия, примечательно тем, что тут мы имеем дело с разными финансово-экономическими концепциями.

Вот как у нас и саудитов менялись размеры золотовалютных резервов (таблица из статьи Bloomberg).



Все дело в том, что у нас разные бюджетные правила. После 2014 года Минфин покупает валюту и направляет ее в бюджет на все доходы от продажи углеводородов по цене свыше 40 долларов за баррель. У Саудовской Аравии такой механизм работает при цене на нефть примерно в два раза выше.

До 2014 года в ЗВР России уходили все «излишки» нефтяных доходов, превышающие 60 долларов за баррель. Однако в 2014 году цена на нефть резко упала, и порог снизили в полтора раза. А Саудовская Аравия все это время упрямо держалась за 80-долларовый рубеж, по-видимому, полагая, что цена вот-вот вернется на прежний уровень, и все пять лет тратила на социалку свои золотовалютные резервы. И если она не снизит барьер в ближайшее время, то «жирок», который накопило Королевство, окончательно исчезнет.

По мнению Bloomberg, российская концепция — мгновенная реакция на изменившиеся условия оказалась эффективнее. Да, на зарплату 2014 года теперь купить можно меньше, что постоянно отмечает наша непримиримая и довольно бестолковая оппозиция. Причиной тому является пресловутый «уровень отсечения», который мы сами себе установили — теперь бюджет верстается, исходя из гораздо меньшей суммы, если считать в долларах. Отсюда тотальное снижение наших доходов.

Нравится мне это? Разумеется, нет. Правда, в отличие от либералов, я понимаю природу этого явления. Дело вовсе не в коррупции и не в богачах из списка Forbes, хотя если бы не было коррупции и богачей, мои доходы, разумеется, увеличились бы. Рублей на сто. А то и двести.

Дело, разумеется, в Крыме, Сирии и американском сжиженном природном газе. То есть, в санкциях, дополнительной нагрузке на бюджет и глобальной конкуренции, не позволяющей получать нефтяные сверхдоходы, как раньше.

Но Крым и Сирия — это безопасность. Другими словами, у нас с вами выбор не между скромной и богатой жизнью, а между жизнью и смертью. Во всяком случае, только в таких категориях обязан рассуждать лидер, ощущающий на своих плечах груз ответственности за страну.

Судя по всему, Владимир Путин именно так и рассуждает. Для него снижение доходов россиян — безусловно, неприятность. И она может привести к бунтам, если умело раскачивать лодку, в чем так поднаторел наши «партнеры». Но это сравнительно небольшая цена по сравнению с прямой и явной угрозой, исходящей от США.

Серьезные политики и военачальники, как известно, оперируют не вероятностями, а возможностями. Возможности беспокоят, вероятности не рассматриваются.

Есть у американцев возможность нас уничтожить? Сейчас — нет. Именно благодаря Крыму, Сирии и новым видам вооружений, в разработку которых вкладываются огромные средства (да-да, те самые, что могли бы осчастливить пенсионеров, включая меня).

Вероятно ли нападение? А вот размышления на эту тему в круг обязанностей серьезных политиков не входят. Об удивительной доброте американцев, которые никогда не развяжут войну против нас из-за своего патологического миролюбия, пусть нам рассказывают либералы. А мы с вами понимаем, что живем в предвоенное время, и только благодаря Крыму, Сирии и новым видам вооружений нас до сих пор не попытались уничтожить.

Вернемся, однако, к золотовалютным резервам. Которые, замечу, напрямую связаны с безопасностью.

Саудовская Аравия, разумеется, уже пересматривает бюджетное правило, иначе довольно высокие зарплаты бюджетников, которые Королевство пытается удержать, рано или поздно рухнут. Что может привести к социальным потрясениям. Лучше снижать их плавно.

Вообще, желание жить по средствам и иметь подушку безопасности, когда приходит черная полоса, естественно. Неслучайно Владимир Путин первым делом рассчитался с долгами перед особо суровыми международными кредиторами вроде МВФ, а потом стал накапливать золотовалютные резервы.



А так росли ЗВР в этом году. Как мы видим, Россия практически достигла уровня 2013 года, что, конечно, вселяет уверенность в завтрашнем дне. Но не в послезавтрашнем.



Честно говоря, я бы снизил бюджетное правило до 30 долларов за баррель, чтобы запас на черный день был объемнее. Что-то мне подсказывает, что американцы на уже объявленных санкциях не остановятся. Будут пытаться заблокировать и газопроводы в Европу, используя своих самых преданных вассалов в Евросоюзе — прежде всего Польшу.

И, разумеется, продолжат использовать судебную систему как инструмент принуждения. Я имею в виду иски ЮКОСа и Украины в различные инстанции, которые будут нами, скорее всего, проиграны под давлением США на европейских арбитров. Мы уже видели, как четко, без сбоев работает телефонное право, когда речь идет о России.

Все понимают, что платить по неправосудным решениям мы не станем. Но дисбаланс в системе международных отношений достигнет своего минимума и продолжится несколько лет.

Вот тогда-то нам и понадобятся золотовалютные резервы. И чем их будет больше, тем лучше. 
 

Комментариев нет: