Что есть человек?

Мы вот тут рассуждаем о прошлом, прогнозируем будущее, ломаем копья в жарких дискуссиях, не ответив толком на, казалось бы, простенький вопрос — а что есть человек? В интегральном, так сказать, смысле, поелику о химическом составе Хомы Сапиенса и его унутреннем строении мы уже намедни поговорили.


Древний грек Платон, озаботившись ответом на этот вопрос, выдал вот такое: «Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». Ну, с тем, что оный Хома Сапиенс имеет две ноги и плоские ногти, спорить не приходится. Как и с тем, что крыльев у оного индивидуума тоже нет. А вот насчёт восприимчивости к знанию, основанному на рассуждениях, можно и подискутировать. Ну да, ну да, школяры и скубенты прямо такие восприимчивые к знаниям, такие восприимчивые, что их наставники не нарадуются. А как учитель али прохвессор за порог, так его подопечные от радости на головах стоят, а не в книжки носы утыкают. Так относятся ли оные школяры и скубенты к человекам, али нет? Вопрос, однако!

Ну, ладно, Платон давно жил, оставим его вместе с Сократом и Аристотелем (мир с ними обоими!). Перейдём к современным определениям Хомы Сапиенса. Премудрая деушка Вика Педия определяет человека таким образом: «Человек — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры». О, как — общественное существо с разумом и сознанием! Вот ишшо бы понять, что такое разум, и что такое сознание. Жаль, что Великий Комбинатор, он же сын турецкоподданного, всё гоняется за брильянтами мадам Петуховой. А то он бы на раз всё разъяснил:
 
Что такое, товарищи, разум и что такое, товарищи, сознание? Разум, товарищи, — это quasi una fantasia. А что такое, товарищи, значит сознание? Сознание, товарищи, — это человеческая мысль, облечённая в логическую форму.

Ну, а что? Простенько и со вкусом!

Впрочем, есть и другие современные определения Хомы Сапиенса. К примеру, такое: «Человек — социальное существо, наделённое разумом, речью и психическими возможностями, стоящее по своему развитию выше всего живого на земле». Ага, тут уже Хома на самом верху стоит и всеми погоняет. А как с вирусяками быть? Вот залез вирусяка в Хому, и оный Хома тут же и скопытился с самой вершина, да и вниз. Бяда!

Некоторые знающие люди, перечитавшие в детстве Чапека и Азимова, определяют Хому вот так: «Человек – это робот биологического типа, являющийся венцом исторической эволюции». Н-да, венец, значить! Так и вижу энту самую Историческую Эволюцию в короне в виде Хомы. Чудное зрелище!

Ну, коли мы тут за эволюцию заговорили, самое время опять деушку Вику Педию вспомнить, которая с умным видом заявляет, что Хома Сапиенс «возник на земле в результате эволюционного процесса — антропогенеза, детали которого продолжают изучаться». Ну да, ну да, антрополухи столько костей накопали (а ещё больше потеряли), что таперича энтот самый антропогенез как на ладони. Жаль только, что ладошка довольно грязная и на ей трудно что-то в деталях разглядеть. Хотя, что это я — детали-то продолжают изучаться! Но, в целом картина ясна: один бородатый классик (дедушко Чарли) сказал, что Хома вроде как произошёл от обезьяны; а другой (дедушко Фриц) — что оного Хому в известной мере человеком сделал труд. С трудом сугубо непонятно: одни знающие люди говорят, что труд был вначале, а потом из облагороженной трудом обезьяны человек появился; другие — что вначале обезьяна с древа спустилась, на ноги встала и человеком стала, а уж потом занялась целенаправленной деятельностью, сиречь трудом.

Третьи знающие люди утверждают, что Хому Сапиенса создал Творец. Тут опять же, ежели обратиться к первоисточнику, а именно — к Книге, не всё понятно. Дело было так:
 
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. [Бытие, 1, 26–28].
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. [Бытие, 1, 31].

Ну, тут вроде как всё понятно: Творец создал по своему подобию мужчину и женщину, поставил их командовать над всеми тварями земными, и благословил плодиться и размножаться. Потом, отдохнув от трудов праведных, Творец почему-то напрочь забыл про то, что творил в шестой день, и начал всё по новой:
 
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. [Бытие, 2, 7–9].
 
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. [Бытие, 2, 18–22].

Ну, и что же мы имеем? А имеем мы человеков двух совершенно разных видов. Первые, это те, что Творец создал по своему образу и подобию. Вторые были созданы из праха земного и дыхания жизни, причём не сразу парочкой, как в первом случае, а поэтапно. Со вторыми всё ясно, они, поддавшись на сладкоголосые посылы Змия, нарушили запреты Творца и были изгнаны из Эдема на земные вольные хлеба. А что с первыми сталось? С теми, что по образу и подобию?

В общем, куда ни кинь, везде клин и сплошные непонятки! Недаром древний грек Диоген, тот, что жил в бочке, всё искал человека с фонарём, да так и не нашёл. В общем и целом, вопрос, вынесенный в заголовок, так и остался в подвешенном состоянии. И всё висит, и висит! И никак не созреет! В энтом вопросе и с бутылкой не разобраться, а без неё и вообще не стоит браться!


Фелискет

Комментариев нет: