Карабах их испортил


Дорогие друзья, министр иностранных дел РФ предложил ввести российских наблюдателей в зону карабахского конфликта, и пишут, что в сети встрепенулся экспертный 7 “Б” класс, переведённый на дистанционное обучение в связи со второй волной пандемии.

Геополитическая мысль стратегов на удалёнке в течение нескольких часов присоединила Карабах с Азербайджану, затем, вильнув, отдала его Армении, далее предложила России не вмешиваться в дела ближайшего периметра, а также выдать автоматы всему дипломатическому корпусу и отправить его на передовую.

И что бы в этой связи, дорогие друзья, хотелось.

Самое сложное в вопросе Нагорного Карабаха — это его нелинейность. Нагорный Карабах — это земля или люди? Если рассматривать его исключительно как территорию, тогда по всем формальным признакам она сейчас принадлежит Азербайджану — после Парижской мирной конференции 1920 г. и решения ЦК РКП (б) от 5 июля 1921 г.

Это, однако, не отменяет тот факт, что более тысячи лет на этой территории проживали армяне (тюркским народам территория перепала где-то в XV веке), которым, на фоне любви малых, но гордых горных народов к своей великой неповторимой истории общепринятые решения вековой давности, разумеется, не указ. В том числе решение Парижской мирной конференции, с которой тогдашние армяне вынуждены были согласиться.

Поэтому сегодня на этот удивительный вопрос: земля или народ? — вообще нельзя ответить рационально. Это понимают абсолютно все участники военного конфликта и окружающего его мирного процесса.

При этом сами армяне и азербайджанцы остановиться, очевидно, не смогут, потому что даже договорённость о гуманитарном перемирии (элементарно, чтобы убитых забрать и вывести мирных из-под огня) были проигнорированы и перекрыты инерцией народного гнева.

Скажем так: если Ашот и Заур бухнули в баре и схватились за ножи, то, сами знаете, очень сложно их уговорить успокоиться и мирно пообщаться, такие задачи в быту решаются вызовом наряда, чтобы обоих лицом в пол с изъятием оружия. И вот Нагорный Карабах — это тоже из разряда общенациональной бытовухи, и кому-то рано или поздно придётся встать между ними с автоматом.

Потому что, дорогие друзья, сколько уже было написано и сказано про карабахский конфликт, но мы с вами так и не понимаем видения Армении и Азербайджана относительно будущего спорной территории. Потому что Ашот и Заур сейчас бухие и наперёд не загадывают.

Им почему-то кажется — обоим — что вот сейчас они отобьют себе клочок земли и впредь заживут как ни в чём не бывало.

Армяне, видимо, полагают, что смогут сохранить для Карабаха статус кво — непризнанной даже ими самими территории (потому что без широкой международной поддержки их признание не значит ровным счётом ничего), где люди будут жить в осадном положении бесконечно.

Азербайджанцы — что завезут в Карабах своих граждан и на какие-то деньги отстроят там рай на земле (как мечтает в Твиттере Алиев). Это при том, что из Еревана в Степанакерт ехать часов пять-шесть. Это при том, что нефть — основная статья азербайджанского экспорта — уже долгое время торгуется на низких отметках, что не может не бить по национальному бюджету.

В действительности, спроси что Алиева, что Пашиняна “а дальше-то что вы планируете? Какая у вас экономическая программа для региона, как хотите обеспечивать безопасность? Это нормально, что ваши граждане живут с постоянной угрозой артобстрелов?” — в ответ вы услышите что-то о стойкости национального духа, непобедимости своих юнитов и готовности сражаться с агрессором до последнего армянина или азербайджанца.

А это в свою очередь значит, что лет через 20 подрастут новые Ашоты и Зауры — и они снова придут с ножами в тот самый бар, чтобы «раз и навсегда» (нет) разобраться, кому он принадлежит. И все их международные диаспоры будут бесконечно долго выходить с флагами к посольствам противника и набегать в инстаграммы к знаменитостям, чтобы рассказать, что Карабах — это на самом деле их территория, хоть вопросов о принадлежности им никто и не задавал.

Возвращаясь к предложению нашего МИДа, дорогие друзья: да, отправлять российских миротворцев в зону конфликта многим не нравится, но альтернативы этому сегодня нет.

Во-первых, это российский периметр и российская зона интересов, куда уже начали свозить боевиков с Ближнего Востока.

Во-вторых, любой другой крупный игрок на статус миротворца в регионе не подходит — и поэтому даже не претендует.

Вообще же, скажем честно, армянам и азербайджанцам очень повезло, что они находятся именно в российской зоне интересов, потому что только Россия сегодня предоставляет обеим сторонам равную возможность выговориться и донести свою (пусть и невнятную) точку зрения до широкой аудитории. Именно поэтому главы их МИДов встречаются у нас. Именно поэтому на федеральных российских каналах в эфир на одну и ту же передачу приглашают и Пашиняня, и Алиева.

Случись их конфликт где-нибудь в американском подбрюшье, азербайджанскую нефть уже качал бы какой-нибудь Exxon Mobil, дорогие друзья. А Армению в обмен за военную помощь заставили бы закредитоваться по самое не балуй — и спокойно забирали бы за неподъёмные долги всю её нехитрую промышленность и инфраструктуру.

 

Комментариев нет: