50 оттенков зрады
Свеженький укроп из Руины пишет чудесное:
В Англии любимой темой светских разговоров является погода, а в Украине — предательство (зрада). Порошенко продал Донбасс за липецкую фабрику и отправляет патриотов в АТО на убой, правительство не проводит реформы, а санкции Запада против России — это лишь повод, чтобы не давать украинцам оружия.
Об этом с вами охотно поговорит таксист, парикмахер, случайный попутчик в электричке. Каждый имеет неопровержимые доказательства, что Украину «сливают», и все надежды давно пошли по ветру.
Наиболее «продвинутые» плакальщики устраивают групповые сеансы истерии в соцсетях, заливая клавиатуру слезами и желчью. Как будто это не украинцы свергли режим Януковича и добились ассоциации с ЕС. Корни уныния достигают глубин украинской души. 23 года независимости — ничто по сравнению с веками безгосударственного существования. Все наши освободительные потуги заканчивались провалом, оставляя потомкам сюжеты для тоскливых песен. В 19 веке европейские нации представляли себя в образе женщин-героинь. Германия позировала с мечом, Великобритания — с трезубцем Посейдона, растрепанная французская Марианна вела за собой революционную толпу. А Украина застыла согбенной.
С этим ничего не поделаешь — вся история Украины написана в жанре драмы, поэтому читать ее без брома совершенно невозможно. Это шеренги поражений, порывов и редких побед, за которыми следовали еще большие поражения.
Наша общественно-политическая мысль была бесконечной работой над дедовскими ошибками и мечтанием о лучшем будущем, которое никак не наступало. Лучшие государственные произведения — конституция Пилипа Орлика, «Письма к братьям-хлеборобам» Липинского, «Нациократия» Николая Сциборского — были написаны государственниками без государства.
Сколько бы мы не метались, последнее слово всегда оставалось за кем-то другим. Хмельниччина закончилась российским царизмом, Директория — большевистской нашествием, Оранжевая революция — премьерством, а затем и президентством Януковича. Даже независимость мы получили словно отступное — советская империя развалилась не под ударами украинских повстанцев, а просто потому, что сгнила. Отсюда — сомнения в собственной способности влиять на свою судьбу и недоверие к власти, которую привыкли считать колониальной администрацией.
Тем более, когда эта администрация на наших глазах вдруг стала строить независимость. И тоже мы до конца не доверяем, потому что столько раз сами были перебежчиками. Только в ХХ веке украинцы успели побыть подданными двух империй, «советскими людьми», а затем стать гражданами независимой Украины. В жерновах обстоятельств принципиальность — привилегия немногих. Дедов загоняли в колхозы террором и голодом, а амбициозные внуки делали карьеру в комсомоле. Сотни диссидентов спасали честь нации, а миллионы приспособленцев — мебель и генофонд.
Век приспособленчества привели к атрофии доверия. Недоверие к власти и государственным органам, социальным институтам и людям вокруг — естественное состояние украинцев,утверждают социологи.
Поэтому любые подозрения, сплетни и конспирологические теории являются для нас самоочевидными. От людей — а тем более от власти! — всякого можно ожидать. Осенью 1939 года галичане не думали, что «советы» устроят им кровавую баню. Летом 2014-го жители Донбасса не думали, что «защитнички» будут гасить по жилым кварталам из «Градов» и минометов.
Недоверие у нас в крови. А вместе с ней — надежда на чудо. Не то, чтобы украинцы были мистиками — просто все другие пути спасения заводили нас в заблуждение. «Церковь-гроб развалится и из-под нее восстанет Украина» — мечтал в 1845-м Шевченко. Через семьдесят лет церкви действительно начали рушиться, но вместо «байстрюков Екатерины» в Украину пришли байстрюки Ильича. Московская тьма казалась чернее египетской. Украинцам не оставалось ничего другого, как терпеть и ждать Моисея.
Поэтому к каждому государственному мужу мы выдвигаем требования, как к библейскому пророку. А они — крутя электоральную рулетку — охотно обещают, что море расступится, амаликитяне будут разбиты, а москалей сожрет саранча. Неудивительно, что вместо «Аллилуйя!» мы так быстро начинаем кричать «Зрада!» Марксисты верят, что политическими процессами руководит экономика. В Украине политикум занимается серфингом на волнах веры и неверия, пламенного энтузиазма и черного отчаяния. Господь может быть доволен: равнодушных у нас нет.
Впрочем, крики отчаяния не всегда искренни. Призывая Моисея, большинство украинцев не готово бросить все и отправиться в неизвестность, а затем сорок лет бродить по пустыне. Терпеть материальные трудности на пути к обетованным европейским стандартам жизни готовы лишь 10% украинцев, еще 33% согласны потерпеть не более года, а половина не согласна терпеть вообще. Поэтому каждый раз, когда на горизонте появляется некий пророк, украинцы замедляют дыхание, а потом с облегчением выдыхают: «Фух, снова измена!»
Не то, чтобы украинцам не хотелось изменений и разочарование было совершенно неискренним. Но не так страшно и возвращаться к привычному модусу жертвы, в котором мы обживались несколько веков. Если унижение стабильное, к нему можно привыкнуть. Между ужасным концом и ужасом без конца консервативное большинство всегда выбирает последнее. Плохо, что снова воцарилась темнота, но хоть крыша не сгорит — под ней и пересидим до лучших времен.
Максим Вихров, опубликовано в издании Zaxid.net
В Англии любимой темой светских разговоров является погода, а в Украине — предательство (зрада). Порошенко продал Донбасс за липецкую фабрику и отправляет патриотов в АТО на убой, правительство не проводит реформы, а санкции Запада против России — это лишь повод, чтобы не давать украинцам оружия.
Об этом с вами охотно поговорит таксист, парикмахер, случайный попутчик в электричке. Каждый имеет неопровержимые доказательства, что Украину «сливают», и все надежды давно пошли по ветру.
Наиболее «продвинутые» плакальщики устраивают групповые сеансы истерии в соцсетях, заливая клавиатуру слезами и желчью. Как будто это не украинцы свергли режим Януковича и добились ассоциации с ЕС. Корни уныния достигают глубин украинской души. 23 года независимости — ничто по сравнению с веками безгосударственного существования. Все наши освободительные потуги заканчивались провалом, оставляя потомкам сюжеты для тоскливых песен. В 19 веке европейские нации представляли себя в образе женщин-героинь. Германия позировала с мечом, Великобритания — с трезубцем Посейдона, растрепанная французская Марианна вела за собой революционную толпу. А Украина застыла согбенной.
С этим ничего не поделаешь — вся история Украины написана в жанре драмы, поэтому читать ее без брома совершенно невозможно. Это шеренги поражений, порывов и редких побед, за которыми следовали еще большие поражения.
Наша общественно-политическая мысль была бесконечной работой над дедовскими ошибками и мечтанием о лучшем будущем, которое никак не наступало. Лучшие государственные произведения — конституция Пилипа Орлика, «Письма к братьям-хлеборобам» Липинского, «Нациократия» Николая Сциборского — были написаны государственниками без государства.
Сколько бы мы не метались, последнее слово всегда оставалось за кем-то другим. Хмельниччина закончилась российским царизмом, Директория — большевистской нашествием, Оранжевая революция — премьерством, а затем и президентством Януковича. Даже независимость мы получили словно отступное — советская империя развалилась не под ударами украинских повстанцев, а просто потому, что сгнила. Отсюда — сомнения в собственной способности влиять на свою судьбу и недоверие к власти, которую привыкли считать колониальной администрацией.
Тем более, когда эта администрация на наших глазах вдруг стала строить независимость. И тоже мы до конца не доверяем, потому что столько раз сами были перебежчиками. Только в ХХ веке украинцы успели побыть подданными двух империй, «советскими людьми», а затем стать гражданами независимой Украины. В жерновах обстоятельств принципиальность — привилегия немногих. Дедов загоняли в колхозы террором и голодом, а амбициозные внуки делали карьеру в комсомоле. Сотни диссидентов спасали честь нации, а миллионы приспособленцев — мебель и генофонд.
Век приспособленчества привели к атрофии доверия. Недоверие к власти и государственным органам, социальным институтам и людям вокруг — естественное состояние украинцев,утверждают социологи.
Поэтому любые подозрения, сплетни и конспирологические теории являются для нас самоочевидными. От людей — а тем более от власти! — всякого можно ожидать. Осенью 1939 года галичане не думали, что «советы» устроят им кровавую баню. Летом 2014-го жители Донбасса не думали, что «защитнички» будут гасить по жилым кварталам из «Градов» и минометов.
Недоверие у нас в крови. А вместе с ней — надежда на чудо. Не то, чтобы украинцы были мистиками — просто все другие пути спасения заводили нас в заблуждение. «Церковь-гроб развалится и из-под нее восстанет Украина» — мечтал в 1845-м Шевченко. Через семьдесят лет церкви действительно начали рушиться, но вместо «байстрюков Екатерины» в Украину пришли байстрюки Ильича. Московская тьма казалась чернее египетской. Украинцам не оставалось ничего другого, как терпеть и ждать Моисея.
Поэтому к каждому государственному мужу мы выдвигаем требования, как к библейскому пророку. А они — крутя электоральную рулетку — охотно обещают, что море расступится, амаликитяне будут разбиты, а москалей сожрет саранча. Неудивительно, что вместо «Аллилуйя!» мы так быстро начинаем кричать «Зрада!» Марксисты верят, что политическими процессами руководит экономика. В Украине политикум занимается серфингом на волнах веры и неверия, пламенного энтузиазма и черного отчаяния. Господь может быть доволен: равнодушных у нас нет.
Впрочем, крики отчаяния не всегда искренни. Призывая Моисея, большинство украинцев не готово бросить все и отправиться в неизвестность, а затем сорок лет бродить по пустыне. Терпеть материальные трудности на пути к обетованным европейским стандартам жизни готовы лишь 10% украинцев, еще 33% согласны потерпеть не более года, а половина не согласна терпеть вообще. Поэтому каждый раз, когда на горизонте появляется некий пророк, украинцы замедляют дыхание, а потом с облегчением выдыхают: «Фух, снова измена!»
Не то, чтобы украинцам не хотелось изменений и разочарование было совершенно неискренним. Но не так страшно и возвращаться к привычному модусу жертвы, в котором мы обживались несколько веков. Если унижение стабильное, к нему можно привыкнуть. Между ужасным концом и ужасом без конца консервативное большинство всегда выбирает последнее. Плохо, что снова воцарилась темнота, но хоть крыша не сгорит — под ней и пересидим до лучших времен.
Максим Вихров, опубликовано в издании Zaxid.net
Комментариев нет: