Александр Роджерс. ЕС: кто выходит, а кого не пускают

Наша старая шутка о том, что к тому моменту, когда Украина войдёт в ЕС, все остальные из ЕС выйдут, похоже, начинает становиться реальностью.

Так, 8 мая, сразу после победы на парламентских выборах, глава британской Консервативной партии и действующий премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что собирается провести референдум о выходе Великобритании из ЕС.


При всей британской неторопливости референдум может пройти через все формальные процедуры подготовки и быть проведён уже в 2017 году. При этом согласно данным свежих соцопросов число британцев, готовых поддержать выход из ЕС, составляет уже две трети, и эта цифра достаточно стабильно растёт.

И относительно референдума – это не пустые разговоры, а за всем этим стоит чёткий экономический интерес. В свете последних налоговых реформ ЕС получается, что размер налогов, которые Великобритания должна выплачивать в общий котёл, ощутимо вырос. Для страны, чьи финансы и так оставляют желать лучшего (внешний долг Великобритании к ВВП составляет 396% ВВП, это восьмой «по худшести» результат в мире), это является достаточно серьёзной проблемой.

В то время, как ЕС озабочено спасением Греции (долг 234% от ВВП), Португалии (232%), Испании (164%) и Италии (144%), в том числе за счёт британцев, последние озабочены тем, кто бы спас их самих. Их ситуация вполне сопоставима с проблемами перечисленных стран, и если в центре Лондона и туристических районах это пока не ощутимо, то в пригородах и провинциях стоит уже вполне реальная разруха.

Опять же, экономика Великобритании одна из самых слабо интегрированных в ЕС. Лондон не вошёл в еврозону, сохранив собственную валюту – фунт стерлингов. Аналогично Великобритания не входит в шенгенскую зону, а также держится обособленно во многих других вопросах.

Возможный выход Великобритании из ЕС будет весьма ощутимым ударом, поскольку её ВВП составляет примерно 14-15% от общеевропейского. В результате расходы остальных на поддержание «евродома» существенно возрастут. Если учесть, что и сейчас львиную долю расходов ЕС берут на себя Германия и Франция, дальнейшее существование этого объединения вообще оказывается под большим вопросом.

На фоне этого заявления Кэмерона фунт мгновенно подскочил в цене, а евро просело. Пока на 2%, но это исключительно потому, что перспектива выхода Великобритании из ЕС пока ещё далека и туманна. Чем ближе будет к референдуму, тем сильнее он будет влиять на экономические показатели.

В то же время Украину держат даже не на пороге ЕС, а где-то в районе крепостного рва, при закрытых воротах и поднятом мосте. С вершины сторожевой башни льётся музыка и звучат слова герольда о том, как украинцев рады видеть и какие они европейские европейцы, но ворота никто и не думает открывать.

У вас сапоги нечищеные. У вас ногти на руках не стриженные. У вас волосы неправильно причёсаны. Да и вообще вы мордой не вышли.

В общем, как показывает практика, предлог всегда найдется. И лишь когда все дружно побегут из европейского замка, то могут забыть за собой закрыть калитку, и Украине удастся проскочить в опустевшие чертоги. Вот только оно им надо?

Комментариев нет: