Сергей Ищенко. «Гюрза-М» поползет к Мариуполю
Киев спешит бронекатерами усилить свою противодесантную оборону в Азовском море
Военно-морские силы Украины (ВМСУ) рассчитывают на скорое и долгожданное пополнение. По словам их командующего вице-адмирала Сергея Гайдука, до конца нынешнего года в боевой состав украинского флота войдут два малых бронированных артиллерийских катера «Гюрза-М», которые достраиваются на киевском заводе «Ленинская кузница». Гайдук пояснил, что готовность катеров составляет порядка 80 процентов и есть большая уверенность, что до 2016 года удастся завершить государственные испытания новых боевых единиц.
Это заявление адмирала может показаться странноватым, если вспомнить, что обе «Гюрзы-М» строятся третий год. А вскоре после закладки все работы на них были прекращены потому, что, как официально было объявлено в Киеве, «государственную комиссию не удовлетворило качество работы предприятия. Кроме того, возникли проблемы с технической документацией на вооружение».
Тут, правда, возможны варианты. Не исключено, что на самом деле особых технических проблем с бронекатерами не было. Просто они стали жертвами дворцовых интриг в Киеве. Ведь «Ленинская кузница» входит в украинскую финансово-промышленную группу «Укрпроминвест». Владеет ею нынешний президент Украины Петр Порошенко. В 2013 году он ушел в жесткую оппозицию своему предшественнику Виктору Януковичу. За что и был наказан вполне «по понятиям».
Общая стоимость этого заказа на «Ленинской кузнице» в ценах 2012 года составляла порядка 120-130 миллионов гривен. И Министерство обороны Украины отказалось их класть в бездонный порошенковский карман. Теперь, когда ситуация зеркально переменилась и именно Порошенко взгромоздился в президентское кресло, финансирование волшебным образом немедленно возобновили.
Но даже если так и было, если дело действительно не в технических проблемах, а в обычных политических интригах, что за пополнение и для чего скоро получат ВМСУ?
Изначально бронекатера проекта 58155 «Гюрза-М» Киев собирался строить для дивизиона малых речных кораблей, входившего в состав Западной военно-морской базы и дислоцированного в Одессе. Учитывая малую осадку (всего 1 метр) плавать «змеям», которых собирались построить аж девять единиц, предстояло в бассейне реки Дунай и в прибрежных водах Черного моря.
Боевые задачи они способны выполнять весьма скромные. То есть – практически те же, что и морские пограничники. Потому что такие катера для серьезного боя не предназначены. Экипаж – всего пять человек. Лишь противопульное бронирование. Вооружение: 30-миллиметровая автоматическая пушка, 30-миллиметровый автоматический гранатомет, пулемет калибра 7,62 миллиметра и ПТУР «Барьер» с лазерной системой наведения. Все вместе - дистанционно управляемый морской боевой модуль БМ-5М.01 «Катран-М» производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод».
На самом деле это морской вариант боевого модуля БМ-3 «Штурм», который давно стоит на украинских БМП и новых бронетранспортерах. Но так ли грозен на поле боя БТР? Или даже пара БТРов, если учесть что на каждой «Гюрзе-М» будет по два «Катрана»?
Мало того. Есть сведения, что в целях экономии средств на строящихся бронекатерах украинцам пришлось отказаться от стелс-технологий, которые должны были обеспечить малозаметность. Хотя проектом все это было предусмотрено.
Словом, для отлова румынских или венгерских контрабандистов на Дунае того, что, наверное, получится у «Ленинской кузницы», будет и достаточно. Можно даже «Гюрзой-М» разогнать вооруженную банду, если таковую внезапно обнаружат на берегу. Однако у Военно-Морских сил Украины все же должны быть иные задачи. Почему же так ждут новые катера в штабе ВМСУ?
Во-первых, потому, что до сей поры за два с половиной десятилетия «незалежности» на Украине не удосужились построить и такой мелочевки. Появление у причалов хотя бы одной «Гюрзы-М» можно объявить гигантской «перемогой» отечественного кораблестроения и свидетельством скорого возвращения Украины в ряды океанских держав.
Тут, впрочем, возможны робкие возражения. В действительности первую пару бронекатеров «Гюрза» на «Ленинской кузнице» уже давно построили. В 2004 году их продали Узбекистану для охраны границы с Афганистаном по реке Аму-Дарья в составе Термезской речной флотилии пограничных войск. Но ведь не сделало это Узбекистан не только океанской, но даже и морской державой?
Впрочем, не будем слишком придирчивы. Если обещание вице-адмирала Гайдука к 2016 году сбудется, у киевских военных и промышленников появится повод отчитаться перед президентом Порошенко, который месяц назад заявил: «Подобно тому, как мы за год с нуля создали боеспособную армию на суше, мы способны повторить подобное чудо и на море».
Ну-ну, ждем этого чуда. Дождемся ли?
Хотя от «Гюрзы-М» до боеспособного флота – как на веслах в Америку. Но не может же быть, чтобы бронекатера нужны были украинским военным лишь в духоподъемных целях? Для чего же еще?
Рискну предположить, что в Одессе они не задержатся. Единственное разумное применение этих боевых единиц в теперешних условиях - противодесантная оборона побережья в Азовском море. Конкретнее – в районе Мариуполя.
Сообщения, которые в последние месяцы приходят с линии противостояния украинской армии и ополченцев Донбасса, свидетельствуют, что в случае начала серьезных боевых действий, основная борьба, скорее всего, развернется за этот крупный город-порт с почти полумиллионным населением. Ведь потеря контроля над Мариуполем может стать для Киева смертельной в экономическом отношении - другого полноценного порта в Азовском море у Украины нет.
Однако взять Мариуполь штурмом с суши практически нереально. Все же это далеко не донецкий аэропорт, за который ополченцам пришлось биться месяцами. Куда реальней просто перерезать пути снабжения города и гарнизона. Проще всего это сделать десантом с моря. Где-нибудь в районе Бердянска, близ которого проходит шоссе на Мелитополь и Запорожье.
Складывается впечатление, что такой вариант всерьез рассматривается обеими сторонами. В прессе недавно появились сообщения, что в контролируемом ополченцами Новоазовске уже создана небольшая военная флотилия армии ДНР. Состоит она из скромного размера рыбацких катеров, на которых установлены крупнокалиберные пулеметы «Утес». В качестве морской пехоты к боевым действиям готовится спецподразделение «Тайфун».
Что может этой угрозе противопоставить Киев? Да, украинские военные уже несколько месяцев по всему побережью роют окопы и строят долговременные огневые точки. Да, на Азовском море у них имеются около двух десятков пограничных катеров, основное вооружение которых составляют те же пулеметы «Утес». Но ими невозможно надежно прикрыть побережье, общая протяженность которого составляет несколько сотен километров.
Есть, конечно, еще то, что называется, собственно, ВМСУ и базируется в Одессе. А именно: фрегат «Гетман Сагайдачный», корвет «Винница», ракетный катер «Прилуки», средний десантный корабль «Кировоград», сторожевой катер «Скадовск» и противодиверсионный катер «Гола пристань».
Однако в данном случае нет никакого смысла даже упоминать о боевом потенциале этого флотского скопища. Не только в силу ничтожности самого потенциала. Просто добраться из Одессы до Мариуполя у украинских военных моряков нет никакой возможности. Керченский пролив надежно контролируется Россией. И без ее разрешения пролив больше не одолеет даже знаменитая керченская селедка.
Вот тут-то Киев и способны выручить бронекатера. Им пролив не нужен. В силу скромных размеров «Гюрзы-М» (длина- 23 метра, ширина 4,8 метра), доставить ее в Азовское море можно и по железной дороге. А против рыбацких катеров с «Утесами» и «Гюрза-М» – крейсер.
Военно-морские силы Украины (ВМСУ) рассчитывают на скорое и долгожданное пополнение. По словам их командующего вице-адмирала Сергея Гайдука, до конца нынешнего года в боевой состав украинского флота войдут два малых бронированных артиллерийских катера «Гюрза-М», которые достраиваются на киевском заводе «Ленинская кузница». Гайдук пояснил, что готовность катеров составляет порядка 80 процентов и есть большая уверенность, что до 2016 года удастся завершить государственные испытания новых боевых единиц.
Это заявление адмирала может показаться странноватым, если вспомнить, что обе «Гюрзы-М» строятся третий год. А вскоре после закладки все работы на них были прекращены потому, что, как официально было объявлено в Киеве, «государственную комиссию не удовлетворило качество работы предприятия. Кроме того, возникли проблемы с технической документацией на вооружение».
Тут, правда, возможны варианты. Не исключено, что на самом деле особых технических проблем с бронекатерами не было. Просто они стали жертвами дворцовых интриг в Киеве. Ведь «Ленинская кузница» входит в украинскую финансово-промышленную группу «Укрпроминвест». Владеет ею нынешний президент Украины Петр Порошенко. В 2013 году он ушел в жесткую оппозицию своему предшественнику Виктору Януковичу. За что и был наказан вполне «по понятиям».
Общая стоимость этого заказа на «Ленинской кузнице» в ценах 2012 года составляла порядка 120-130 миллионов гривен. И Министерство обороны Украины отказалось их класть в бездонный порошенковский карман. Теперь, когда ситуация зеркально переменилась и именно Порошенко взгромоздился в президентское кресло, финансирование волшебным образом немедленно возобновили.
Но даже если так и было, если дело действительно не в технических проблемах, а в обычных политических интригах, что за пополнение и для чего скоро получат ВМСУ?
Изначально бронекатера проекта 58155 «Гюрза-М» Киев собирался строить для дивизиона малых речных кораблей, входившего в состав Западной военно-морской базы и дислоцированного в Одессе. Учитывая малую осадку (всего 1 метр) плавать «змеям», которых собирались построить аж девять единиц, предстояло в бассейне реки Дунай и в прибрежных водах Черного моря.
Боевые задачи они способны выполнять весьма скромные. То есть – практически те же, что и морские пограничники. Потому что такие катера для серьезного боя не предназначены. Экипаж – всего пять человек. Лишь противопульное бронирование. Вооружение: 30-миллиметровая автоматическая пушка, 30-миллиметровый автоматический гранатомет, пулемет калибра 7,62 миллиметра и ПТУР «Барьер» с лазерной системой наведения. Все вместе - дистанционно управляемый морской боевой модуль БМ-5М.01 «Катран-М» производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод».
На самом деле это морской вариант боевого модуля БМ-3 «Штурм», который давно стоит на украинских БМП и новых бронетранспортерах. Но так ли грозен на поле боя БТР? Или даже пара БТРов, если учесть что на каждой «Гюрзе-М» будет по два «Катрана»?
Мало того. Есть сведения, что в целях экономии средств на строящихся бронекатерах украинцам пришлось отказаться от стелс-технологий, которые должны были обеспечить малозаметность. Хотя проектом все это было предусмотрено.
Словом, для отлова румынских или венгерских контрабандистов на Дунае того, что, наверное, получится у «Ленинской кузницы», будет и достаточно. Можно даже «Гюрзой-М» разогнать вооруженную банду, если таковую внезапно обнаружат на берегу. Однако у Военно-Морских сил Украины все же должны быть иные задачи. Почему же так ждут новые катера в штабе ВМСУ?
Во-первых, потому, что до сей поры за два с половиной десятилетия «незалежности» на Украине не удосужились построить и такой мелочевки. Появление у причалов хотя бы одной «Гюрзы-М» можно объявить гигантской «перемогой» отечественного кораблестроения и свидетельством скорого возвращения Украины в ряды океанских держав.
Тут, впрочем, возможны робкие возражения. В действительности первую пару бронекатеров «Гюрза» на «Ленинской кузнице» уже давно построили. В 2004 году их продали Узбекистану для охраны границы с Афганистаном по реке Аму-Дарья в составе Термезской речной флотилии пограничных войск. Но ведь не сделало это Узбекистан не только океанской, но даже и морской державой?
Впрочем, не будем слишком придирчивы. Если обещание вице-адмирала Гайдука к 2016 году сбудется, у киевских военных и промышленников появится повод отчитаться перед президентом Порошенко, который месяц назад заявил: «Подобно тому, как мы за год с нуля создали боеспособную армию на суше, мы способны повторить подобное чудо и на море».
Ну-ну, ждем этого чуда. Дождемся ли?
Хотя от «Гюрзы-М» до боеспособного флота – как на веслах в Америку. Но не может же быть, чтобы бронекатера нужны были украинским военным лишь в духоподъемных целях? Для чего же еще?
Рискну предположить, что в Одессе они не задержатся. Единственное разумное применение этих боевых единиц в теперешних условиях - противодесантная оборона побережья в Азовском море. Конкретнее – в районе Мариуполя.
Сообщения, которые в последние месяцы приходят с линии противостояния украинской армии и ополченцев Донбасса, свидетельствуют, что в случае начала серьезных боевых действий, основная борьба, скорее всего, развернется за этот крупный город-порт с почти полумиллионным населением. Ведь потеря контроля над Мариуполем может стать для Киева смертельной в экономическом отношении - другого полноценного порта в Азовском море у Украины нет.
Однако взять Мариуполь штурмом с суши практически нереально. Все же это далеко не донецкий аэропорт, за который ополченцам пришлось биться месяцами. Куда реальней просто перерезать пути снабжения города и гарнизона. Проще всего это сделать десантом с моря. Где-нибудь в районе Бердянска, близ которого проходит шоссе на Мелитополь и Запорожье.
Складывается впечатление, что такой вариант всерьез рассматривается обеими сторонами. В прессе недавно появились сообщения, что в контролируемом ополченцами Новоазовске уже создана небольшая военная флотилия армии ДНР. Состоит она из скромного размера рыбацких катеров, на которых установлены крупнокалиберные пулеметы «Утес». В качестве морской пехоты к боевым действиям готовится спецподразделение «Тайфун».
Что может этой угрозе противопоставить Киев? Да, украинские военные уже несколько месяцев по всему побережью роют окопы и строят долговременные огневые точки. Да, на Азовском море у них имеются около двух десятков пограничных катеров, основное вооружение которых составляют те же пулеметы «Утес». Но ими невозможно надежно прикрыть побережье, общая протяженность которого составляет несколько сотен километров.
Есть, конечно, еще то, что называется, собственно, ВМСУ и базируется в Одессе. А именно: фрегат «Гетман Сагайдачный», корвет «Винница», ракетный катер «Прилуки», средний десантный корабль «Кировоград», сторожевой катер «Скадовск» и противодиверсионный катер «Гола пристань».
Однако в данном случае нет никакого смысла даже упоминать о боевом потенциале этого флотского скопища. Не только в силу ничтожности самого потенциала. Просто добраться из Одессы до Мариуполя у украинских военных моряков нет никакой возможности. Керченский пролив надежно контролируется Россией. И без ее разрешения пролив больше не одолеет даже знаменитая керченская селедка.
Вот тут-то Киев и способны выручить бронекатера. Им пролив не нужен. В силу скромных размеров «Гюрзы-М» (длина- 23 метра, ширина 4,8 метра), доставить ее в Азовское море можно и по железной дороге. А против рыбацких катеров с «Утесами» и «Гюрза-М» – крейсер.
Комментариев нет: