Дауны Черных Ястребов
Да-да, я вам расскажу о примечательных событиях 1993 года, произошедших в столице Сомалийской Республики — увековеченных в известном фильме, насквозь лживом, как обычно у США.
Предложение генерала Гаррисона о выделении самолетов огневой поддержки АС-130 «Спектр» со 105-мм гаубицами и 40 мм автоматическими пушками остались без внимания – по мнению Пентагона, применение таких мощных средств никак не соответствует статусу «локальной операции». Предчувствуя недоброе, генерал все-таки распорядился об оснащении вертолетов блоками неуправляемых ракет. Чтобы хоть как-то защитить «Черных ястребов» от огня с земли, техники расстелили на полу десантной кабины и кабины пилотов бронежилеты. После высадки десанта вертолеты должны были патрулировать в воздухе, прикрывая огнем спецназ. Для этого в экипаж «Черных Ястребов», помимо двух штатных бортовых стрелков, включили по 2 снайпера «Дельты».
В составе наземного конвоя двигались 9 бронированных «Хаммеров» и 3 пятитонных грузовика М939. В ходе прорыва к цели выяснилось, что не имеющие конструктивной защиты грузовики простреливались даже из автоматов Калашникова. Лучше защищенные «Хаммеры», тем не менее, не могли таранить баррикады и зачастую оказывались в беспомощном положении на узких улочках Могадишо.
Спецназовцы оставили на базе сухпайки, штыки к винтовкам, приборы ночного видения, все лишнее для короткого, как предполагалось, дневного рейда. Последующие события 3 октября превратились в непрерывный бой, унесший жизни многих американских солдат.
Бойцы группы «Дельта» без потерь высадились на крышу штаб-квартиры боевиков, ворвались внутрь, перебили немногочисленную охрану и захватили в плен 24 человека. Рейнждерам повезло меньше – уже при высадке один из них, 18-летний Тод Блекбёрн, сорвался с веревки и получил тяжелые травмы. К месту операции стали быстро стягиваться боевики и толпы местных жителей, неотличимые друг от друга. Нарастал грохот стрельбы, в ход пошли гранатометы. Периодически откуда-то сверху стреляли Миниганы – когда ведет огонь шестиствольный пулемет, отдельные выстрелы сливаются в единый рев, будто при работе турбины. Огонь с вертолетов позволял держать боевиков на расстоянии.
Несмотря на сильный обстрел, конвой смог вовремя прорваться к захваченному зданию. Три машины пришлось выделить на срочную эвакуацию раненого рядового Блэкбёрна, еще две («Хаммер» и М939) были уничтожены из РПГ-7.
Через пять минут произошло событие, изменившее весь ход операции – из гранатомета был сбит «Черный ястреб» (позывной Супер 6-1). Взрыв повредил хвостовую трансмиссию и машина, бешено вращаясь, рухнула в пыльный переулок. Это было не просто крушение вертолета. Это был удар по неуязвимости американских военных. «Черные ястребы» были их козырными картами. Толпы сомалийцев уже бежали к месту крушения «вертушки» — американцы хорошо знали, что разъяренные жители разорвут пилотов в клочья. Спецназ, погрузив пленных в грузовики, бросился к упавшему «Черному ястребу».
Через пару минут в переулке около сбитого вертолета приземлился АН-6 — экипажу «Маленькой птички» удалось вытащить из-под дымящих обломков двух раненых. Под интенсивным обстрелом вертолет взлетел, унося на борту спасенных бойцов. Погибшие пилоты остались лежать в сбитом «Черном ястребе».
Вскоре поисково-спасательный «Черный ястреб» (точнее его модификация НН-60 «Pave Hawk») доставил к месту крушения 15 человек спецназа и медперсонал – раскромсав спецоборудованием обломки, они достали двух еще живых бортовых стрелка. В момент погрузки раненых спасательный вертолет получил в борт гранату из РПГ-7. Кое-как взлетев, он с трудом дотянул 3 мили до ближайшей точки, контролировавшейся американскими военными.
Едва наземный конвой двинулся сквозь завалы на улицах, увозя пленных на американскую базу, реактивная граната зацепила хвостовой ротор другого «Черного Ястреба» (позывной «Супер 6-4»). Пилоты, попеременно выключая правый и левый двигатели, пытались стабилизировать полет. Вертолет, рыская дикими зигзагами, двигался в направлении базы, но, увы, не дотянул – хвостовая трансмиссия окончательно разбалансировалась: вращение было настолько быстрым, что, падая с высоты 20 метров, вертолет успел сделать 10-15 оборотов перед ударом о землю. «Черный ястреб» разбился в паре километров от рынка Бакара.
К этому моменту из оставшегося в городе отряда спецназа было убито и ранено уже половина бойцов, единственная поисково-спасательная группа была занята эвакуацией экипажа «Супер 6-1». Вертолет упал на удалении от основных сил, и скорой помощи ждать было неоткуда.
Неожиданно два снайпера из экипажа вертолета «Супер 6-2» — сержанты группы «Дельта» Рэнделл Шухарт и Гэри Гордон приняли решение поиграть в суперменов десантироваться на месте крушения для защиты уцелевших членов экипажа «Черного ястреба». «Супер 6-2» пообещал оставаться в воздухе и прикрывать их огнем из своих «Миниганов», но едва снайперы оказались на земле, в кабину «Супер 6-2» залетела граната – вертолет с трудом долетел до района порта Могадишо, где и развалился, став четвертым за день выведенным из строя «Черным ястребом». К слову, этому вертолету повезло – в районе его аварийной посадки противник отсутствовал, поэтому экипаж был быстро эвакуирован.
Шухарт и Гордон остались вдвоем посреди разъяренного моря боевиков. Под обломками сбитого вертолета они обнаружили живого пилота со сломанными ногами. В оперативном центре на американской базе наблюдали за трагедией – картинка в реальном времени транслировалась с борта вертолета слежения, парящего высоко в небе. Был срочно сформирован новый конвой из 22 «Хаммеров», но ощущалась острая нехватка личного состава – пришлось отправить в Могадишо даже штабных работников. Увы, конвой из пиндосов не смог пробиться к месту крушения второго «Черного ястреба», наткнувшись на «непроходимые баррикады» и «яростный огонь» сомалийцев. Ну, кто бы сомневался. Расстреляв 60 000 патронов, солдаты вернулись на базу. Шухарт и Гордон некоторое время отбивались от сомалийцев, пока не были сметены толпой. С вертолета слежения доложили: «Место крушения захвачено местными».
С наступлением темноты стало ясно, что американцы серьезно влипли – не было никакой возможности эвакуировать оставшихся в городе 99 человек (в том числе – раненых). Солдаты забаррикадировались в нескольких зданиях, прорываться к базе без прикрытия тяжелой бронетехники было самоубийством. Натиск сомалийцев не ослабевал. В 8 вечера «Черный ястреб» (позывной – «Супер 6-6») сбросил осажденным запасы воды, боеприпасы и медикаменты, но сам, получив 50 пробоин, едва доковылял до базы.
Американское командование было вынуждено обратиться за помощью к миротворческим силам ООН. Ночью в направлении Могадишо выдвинулся спасательный конвой из 4 пакистанских танков и 24 бронетранспортеров малазийских миротворцев. Всю ночь над местом, где прятались американцы кружили вертолеты огневой поддержки – за 6 боевых вылетов «Маленькие птички» расстреляли 80 000 патронов и выпустили около сотни неуправляемых ракет. Эффективность вылетов АН-6 оставалась низкой – легкие вертолеты без специализированного прицельного комплекса не могли эффективно поражать точечные цели в кромешной тьме, стреляя по площадям.
Спасательный конвой добрался до осажденных спецназовцев лишь к 5 утра, по пути обследовав место крушения «Супер 6-4», но не нашел там ни выживших, ни тел погибших – лишь обугленные обломки и кучи стреляных гильз. Всем места в бронемашинах не хватило – некоторым солдатам пришлось бежать, прикрываясь бортами БТРов. Из переулков полуразрушенного города за убегающими янки наблюдали тысячи сомалийцев. Это был их день. Это была их победа.
Официально американские военные потеряли 18 человек убитыми, и 74 были тяжело ранены. При этом, вспоминая о своих потерях, американцы как-то забывают почтить память тех, кто спас им жизнь – из состава спасательного конвоя 1 малайзийский танкист погиб, еще 2 пакистанских миротворца получили ранения.
Один американец – пилот «Черного ястреба» Майкл Дюрант попал в плен, откуда был вызволен спустя 11 дней в обмен на двух захваченных сомалийцев. Точные потери сомалийцев неизвестны, хотя генерал Айдид называл следующие цифры – 315 человек убито, 800 ранено.
Основная причина неудач – отвратительное планирование без учета существующих реалий и с ложными разведданными. Американское командование прекрасно осознавало, что спецназу придется столкнуться с многократно превосходящими по численности силами противника, но не выделило для их прикрытия тяжелое вооружение и штурмовую авиацию. Американцы ехали в Могадишо, как на экскурсию, забывая, что генерал Айдид – выпускник советской военной академии.
Источник
Предложение генерала Гаррисона о выделении самолетов огневой поддержки АС-130 «Спектр» со 105-мм гаубицами и 40 мм автоматическими пушками остались без внимания – по мнению Пентагона, применение таких мощных средств никак не соответствует статусу «локальной операции». Предчувствуя недоброе, генерал все-таки распорядился об оснащении вертолетов блоками неуправляемых ракет. Чтобы хоть как-то защитить «Черных ястребов» от огня с земли, техники расстелили на полу десантной кабины и кабины пилотов бронежилеты. После высадки десанта вертолеты должны были патрулировать в воздухе, прикрывая огнем спецназ. Для этого в экипаж «Черных Ястребов», помимо двух штатных бортовых стрелков, включили по 2 снайпера «Дельты».
В составе наземного конвоя двигались 9 бронированных «Хаммеров» и 3 пятитонных грузовика М939. В ходе прорыва к цели выяснилось, что не имеющие конструктивной защиты грузовики простреливались даже из автоматов Калашникова. Лучше защищенные «Хаммеры», тем не менее, не могли таранить баррикады и зачастую оказывались в беспомощном положении на узких улочках Могадишо.
Спецназовцы оставили на базе сухпайки, штыки к винтовкам, приборы ночного видения, все лишнее для короткого, как предполагалось, дневного рейда. Последующие события 3 октября превратились в непрерывный бой, унесший жизни многих американских солдат.
Бойцы группы «Дельта» без потерь высадились на крышу штаб-квартиры боевиков, ворвались внутрь, перебили немногочисленную охрану и захватили в плен 24 человека. Рейнждерам повезло меньше – уже при высадке один из них, 18-летний Тод Блекбёрн, сорвался с веревки и получил тяжелые травмы. К месту операции стали быстро стягиваться боевики и толпы местных жителей, неотличимые друг от друга. Нарастал грохот стрельбы, в ход пошли гранатометы. Периодически откуда-то сверху стреляли Миниганы – когда ведет огонь шестиствольный пулемет, отдельные выстрелы сливаются в единый рев, будто при работе турбины. Огонь с вертолетов позволял держать боевиков на расстоянии.
Несмотря на сильный обстрел, конвой смог вовремя прорваться к захваченному зданию. Три машины пришлось выделить на срочную эвакуацию раненого рядового Блэкбёрна, еще две («Хаммер» и М939) были уничтожены из РПГ-7.
Через пять минут произошло событие, изменившее весь ход операции – из гранатомета был сбит «Черный ястреб» (позывной Супер 6-1). Взрыв повредил хвостовую трансмиссию и машина, бешено вращаясь, рухнула в пыльный переулок. Это было не просто крушение вертолета. Это был удар по неуязвимости американских военных. «Черные ястребы» были их козырными картами. Толпы сомалийцев уже бежали к месту крушения «вертушки» — американцы хорошо знали, что разъяренные жители разорвут пилотов в клочья. Спецназ, погрузив пленных в грузовики, бросился к упавшему «Черному ястребу».
Через пару минут в переулке около сбитого вертолета приземлился АН-6 — экипажу «Маленькой птички» удалось вытащить из-под дымящих обломков двух раненых. Под интенсивным обстрелом вертолет взлетел, унося на борту спасенных бойцов. Погибшие пилоты остались лежать в сбитом «Черном ястребе».
Вскоре поисково-спасательный «Черный ястреб» (точнее его модификация НН-60 «Pave Hawk») доставил к месту крушения 15 человек спецназа и медперсонал – раскромсав спецоборудованием обломки, они достали двух еще живых бортовых стрелка. В момент погрузки раненых спасательный вертолет получил в борт гранату из РПГ-7. Кое-как взлетев, он с трудом дотянул 3 мили до ближайшей точки, контролировавшейся американскими военными.
Едва наземный конвой двинулся сквозь завалы на улицах, увозя пленных на американскую базу, реактивная граната зацепила хвостовой ротор другого «Черного Ястреба» (позывной «Супер 6-4»). Пилоты, попеременно выключая правый и левый двигатели, пытались стабилизировать полет. Вертолет, рыская дикими зигзагами, двигался в направлении базы, но, увы, не дотянул – хвостовая трансмиссия окончательно разбалансировалась: вращение было настолько быстрым, что, падая с высоты 20 метров, вертолет успел сделать 10-15 оборотов перед ударом о землю. «Черный ястреб» разбился в паре километров от рынка Бакара.
К этому моменту из оставшегося в городе отряда спецназа было убито и ранено уже половина бойцов, единственная поисково-спасательная группа была занята эвакуацией экипажа «Супер 6-1». Вертолет упал на удалении от основных сил, и скорой помощи ждать было неоткуда.
Неожиданно два снайпера из экипажа вертолета «Супер 6-2» — сержанты группы «Дельта» Рэнделл Шухарт и Гэри Гордон приняли решение поиграть в суперменов десантироваться на месте крушения для защиты уцелевших членов экипажа «Черного ястреба». «Супер 6-2» пообещал оставаться в воздухе и прикрывать их огнем из своих «Миниганов», но едва снайперы оказались на земле, в кабину «Супер 6-2» залетела граната – вертолет с трудом долетел до района порта Могадишо, где и развалился, став четвертым за день выведенным из строя «Черным ястребом». К слову, этому вертолету повезло – в районе его аварийной посадки противник отсутствовал, поэтому экипаж был быстро эвакуирован.
Шухарт и Гордон остались вдвоем посреди разъяренного моря боевиков. Под обломками сбитого вертолета они обнаружили живого пилота со сломанными ногами. В оперативном центре на американской базе наблюдали за трагедией – картинка в реальном времени транслировалась с борта вертолета слежения, парящего высоко в небе. Был срочно сформирован новый конвой из 22 «Хаммеров», но ощущалась острая нехватка личного состава – пришлось отправить в Могадишо даже штабных работников. Увы, конвой из пиндосов не смог пробиться к месту крушения второго «Черного ястреба», наткнувшись на «непроходимые баррикады» и «яростный огонь» сомалийцев. Ну, кто бы сомневался. Расстреляв 60 000 патронов, солдаты вернулись на базу. Шухарт и Гордон некоторое время отбивались от сомалийцев, пока не были сметены толпой. С вертолета слежения доложили: «Место крушения захвачено местными».
С наступлением темноты стало ясно, что американцы серьезно влипли – не было никакой возможности эвакуировать оставшихся в городе 99 человек (в том числе – раненых). Солдаты забаррикадировались в нескольких зданиях, прорываться к базе без прикрытия тяжелой бронетехники было самоубийством. Натиск сомалийцев не ослабевал. В 8 вечера «Черный ястреб» (позывной – «Супер 6-6») сбросил осажденным запасы воды, боеприпасы и медикаменты, но сам, получив 50 пробоин, едва доковылял до базы.
Американское командование было вынуждено обратиться за помощью к миротворческим силам ООН. Ночью в направлении Могадишо выдвинулся спасательный конвой из 4 пакистанских танков и 24 бронетранспортеров малазийских миротворцев. Всю ночь над местом, где прятались американцы кружили вертолеты огневой поддержки – за 6 боевых вылетов «Маленькие птички» расстреляли 80 000 патронов и выпустили около сотни неуправляемых ракет. Эффективность вылетов АН-6 оставалась низкой – легкие вертолеты без специализированного прицельного комплекса не могли эффективно поражать точечные цели в кромешной тьме, стреляя по площадям.
Спасательный конвой добрался до осажденных спецназовцев лишь к 5 утра, по пути обследовав место крушения «Супер 6-4», но не нашел там ни выживших, ни тел погибших – лишь обугленные обломки и кучи стреляных гильз. Всем места в бронемашинах не хватило – некоторым солдатам пришлось бежать, прикрываясь бортами БТРов. Из переулков полуразрушенного города за убегающими янки наблюдали тысячи сомалийцев. Это был их день. Это была их победа.
Официально американские военные потеряли 18 человек убитыми, и 74 были тяжело ранены. При этом, вспоминая о своих потерях, американцы как-то забывают почтить память тех, кто спас им жизнь – из состава спасательного конвоя 1 малайзийский танкист погиб, еще 2 пакистанских миротворца получили ранения.
Один американец – пилот «Черного ястреба» Майкл Дюрант попал в плен, откуда был вызволен спустя 11 дней в обмен на двух захваченных сомалийцев. Точные потери сомалийцев неизвестны, хотя генерал Айдид называл следующие цифры – 315 человек убито, 800 ранено.
Основная причина неудач – отвратительное планирование без учета существующих реалий и с ложными разведданными. Американское командование прекрасно осознавало, что спецназу придется столкнуться с многократно превосходящими по численности силами противника, но не выделило для их прикрытия тяжелое вооружение и штурмовую авиацию. Американцы ехали в Могадишо, как на экскурсию, забывая, что генерал Айдид – выпускник советской военной академии.
Источник
Комментариев нет: