Фактор Эрдогана. Юрий Селиванов

На благоразумие нынешнего турецкого руководства лучше не рассчитывать


Накануне начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенанта Сергей Рудской по факту провокационных действий ВВС Турции заявил, в частности, следующее:

«Первое: все действия ударной авиации будут осуществляться только под прикрытием самолетов-истребителей.

Второе: будут приняты меры по усилению противовоздушной обороны. С этой целью крейсер «Москва», оснащенный системой ПВО «Форт», аналогичной С-300, займет район в прибрежной части Латакии. Предупреждаем, что все цели, представляющие для нас потенциальную опасность, будут уничтожаться.

Третье: контакты с Турцией по военной линии будут прекращены».

Контакты с Турцией по военной линии будут прекращены

Данная позиция российского военного командования является полностью обоснованной и более того – единственно возможной в данных обстоятельствах. Нельзя позволять явно не различающим государственных границ турецким истребителям, сбивать российские самолеты.

Но, при этом, Москве необходимо крайне трезво оценить ситуацию и её возможные риски. В частности, допущение о том, что турки умерят свою воинственность и станут вести себя более сдержанно в отношении российской авиации, представляется мне не вполне реалистичным. Порукой тому — фигура нынешнего президента Турции Р.-Т. Эрдогана, который, к великому сожалению практически начисто лишен государственной мудрости и наоборот – преисполнен самых безрассудных националистических эмоций. Такой государственный лидер крайне опасен своей экспансивностью, непредсказуемостью и готовностью решать все проблемы самым простым способом – с помощью силы. Тем более что Анкара вообще исходит из убеждения, что России в этих местах нечего делать и это историческая турецкая вотчина.

В силу чего, действия российских вооруженных сил в ответ на очередную, весьма возможную турецкую провокацию,  вполне могут привести к массированному нападению Турции на российские военные объекты на территории Сирии и, прежде всего — на базу ВКС. Результатом такого нападение может стать большое количество жертв среди российских военнослужащих и существенный материальный урон. Что, в свою очередь, будет уже равнозначно полноценной войне России с этим государством. Анкара, воспользовавшись данной ситуацией, немедленно запретит движение российских военных транспортов по черноморским проливам, что будет мотивировано угрозой для безопасности Турции. Если это произойдет, главный канал военного снабжения Сирии  — по морю, будет полностью перекрыт. Таким образом, материальные возможности для ведения российскими и сирийскими войсками боевых действий против ИГ окажутся серьезно подорваны. С востока Сирия граничит с проамериканским Ираком, который, в свою очередь, может, под давлением США, ограничить военные переброски в Сирию воздушным путем через свою территорию.

  Таким образом, перспектива ситуации – из разряда: могло быть и хуже, да хуже уже некуда.  Как быть и что делать?

Во-первых, необходимо констатировать, что если Турция желает войны с Россией и  ищет для этого повод, то о том, что в конечно счете она его найдет, можно не беспокоиться. И Москве останется только продумать вопрос – как с ней воевать? С учетом того, что Турция член НАТО и теоретически это будет уже война со всем Североатлантическим блоком, то есть мировая катастрофа.

Не думаю, что в этом кто-нибудь заинтересован.  Потому в самое ближайшее время обе непосредственно конфликтующие стороны обязаны сделать первоочередные шаги, для устранения угрозы прямого столкновения своих вооруженных сил. Предположительно это может быть запрет турецким ВВС агрессивно патрулировать  линию госграницы и отказ (пусть даже временный) российской стороны от воздушных ударов по территориям так называемых «туркоманов».

Однако, с учетом степени накала ситуации, такие взаимные уступки представляются достаточно труднодостижимыми. Во всяком случае, Эрдоган перессорился уже с половиной мира из-за того, что ни в чем и никогда не уступал. С таким «клиентом» работать будет невероятно трудно.

Но и сворачивать по этой причине военные операции в Сирии в целом Россия, конечно, также не будет. Многовато чести тому же Эрдогану. К тому же, в соответствии с указом В.Путина о борьбе с источниками финансирования терроризма и в свете его вчерашних слов о  потоках нефтевозов, идущих с территорий ИГ в Турцию, российские военные наверняка предпримут (и уже предпринимают) серьезные меры для пресечения этого недопустимого трафика. По поводу, чего истерика Эрдогана может и вовсе достичь космических высот.

  В общем – ничего особо обнадеживающего на горизонте не просматривается. И вполне возможно, что ситуация сложится таким образом, что российским вооруженным силам придется отражать массированный удар турецких ВВС по своему расположению в Сирии. И отражение этого удара должно превратиться в образцово-показательную порку для турецкой военной авиации. Чтобы она навсегда зареклась покушаться на русские военные базы. Для чего  концентрация зенитно-ракетных средств в зоне Латакия-Тартус должны быть максимально плотной. Желательно такой, чтобы никто не ушел целым даже в случае участия в атаке всех турецких ВВС.  Сделать это, при современно уровне развития российских средств ПВО, вполне возможно. Прозвучавшее только что заявление министра обороны РФ С.Шойгу об отправке в Сирию ЗРК С -400 соответствует именно этой логике.   А вот когда Турция в одночасье лишится хотя бы половины своей военной авиации, вот тогда с ней можно будет и поговорить.

Уверен, что в любом случае, это будет исключительно российско-турецкий «обмен любезностями» потому что никакое НАТО в такую авантюру точно не полезет, а то еще и осудит беспредельщика Эрдогана за провоцирование третьей мировой войны. Сирия — Сирией, но жить-то всем хочется!

Юрий Селиванов
Юрий Селиванов

Комментариев нет: