Александр Зубченко. Опыт театральной рецензии

Вынужден выступить в непривычной для себя роли театрального критика. Будьте снисходительны, поскольку я в сам в ах…е. Идет заседание Верховной Рады со всеми атрибутами: спикером Гройсманом, побирающимся голосами («ну давайте сосредоточимся, еще подайте пять голосов»), невероятно актуальными законопроектами насчет электрокаров и семейных ферм. И тут Гройсман подрывается и невнятно бормочет: «Сюрпрайз, негодяи». Двери закрываются, перед президиумом появляются стулья.

«Все. Они окончательно е…лись!» – такова была общая мысль аудитории. Ан нет, не все так просто. В Раде прошла премьера всемирно известной пьесы «Семь», о существовании которой нам стало известно только сегодня. В сессионном зале зазвучала, сука, тревожная музыка. Ляшко напрягся, Гройсман предусмотрительно занял лучшее место в первом ряду, подвинув Ирину Геращенко. На электронном табло «Рада» внезапно возникла жующая Хилари Клинтон, какие-то негритянки в национальных костюмах. Женщина в строгом комбинезоне и с микрофоном возле рта торжественно объявила… Смысл ее речи до меня доходил урывками, поскольку в голове упрямо билась мысль: «На чем они сейчас?!!».

Не сразу, но удалось понять, что Наталья Сумская, Мустафа Найем, застенчиво прячущийся за президиумом, брутальный Борислав Береза и другие персонажи, живописно окружившие трибуну с надписью «Свободу Савченко», вовсе не упоротые, а великие актеры. Вот поэтому я и вынужден писать рецензию. Пьеса только что закончилась, и целая буря эмоций переполняет меня и депутатку Матиос, которая буквально, с…ка, плачет навзрыд.



Но все испортил Гройсман, который счел своим долгом объяснить смысл увиденного и очень долго благодарил посольство Швеции на балконе. Бог с ним, Гройсманом. Переходим непосредственно к рецензии.

Подбор исполнителей главных ролей вызывает много вопросов. Безусловно, Борислав Береза был очень органичен в роли Анабеллы из Гватемалы. Бедная женщина из самых, сука, низов. Практически как Троещина. Борислав не сразу, но вошел в роль. Постепенно перестал запинаться, пропала скованность, и под конец он уже очень пластично принимал разнообразные позы возле президиума, вызывая у зала живое сочувствие судьбе героини, которой неоднократно угрожали физическим насилием.

А вот Мустафа Найем (труппа «Блока Петра Порошенко», автономная студия «Антикоррупционная платформа») не впечатлил. Хотя роль ему выпала просто прекрасная. Мустафа должен был сыграть нигерийку Хафсат Абиолу, активистку, основательницу движения «Демократическая инициатива Кудиарт». Близкий по духу и расе образ. Ни в коем случае не хочу показаться расистом, однако с точки зрения подбора актеров выбор Найема был более чем обоснован. Но он, с…ка, всех разочаровал. Глядя на то, как он брутально маячил в проходе, выпятив зиппер, как-то не верилось, что перед тобой трепетная нигерийка, которая остро чувствует социальную несправедливость. Реплики произносились без огонька, образ и, с…, тема насилия над теми же нигерийками, абсолютно не раскрыта. На мой взгляд, в этой роли более органично смотрелся бы Андрей Парубий. Его экспрессия, эмоциональность, умение полностью вжиться в роль дауна и ораторское мастерство позволили бы донести до зрителей всю, млять, эмоциональную боль женщины, страдающей от насилия. Да, откровенный провал Мустафы.

Актеры чувствовали, что Хафсат-Найем явно не дотягивали, и как могли старались компенсировать возникающий трабл. Особенно хороша была Ирина Луценко, со знанием дела играющая русскую женщину Марину Писклакову-Паркер, которая первая в РФ основала телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия.



Она играла на явном подъеме, вызывая у зрителей чувство исключительно глубокого переживания. Когда Марина-Ирина сказала, что каждый час в Рашке одна женщина то ли умирает, то ли страдает от бытового насилия, Ляшко практически пустил слезу, а спикер глубоко погрузил один из пальцев в рот. Цветной платок на шее Луценко был продуманным атрибутом. Невольно все ждали, что, как в советском фильме «Театр», она его снимет и будет держать паузу. Но она этого не сделала. Однако сумела даже без слов наглядно продемонстрировать, что кровавый режим Путина ежедневно насилует десятки тысяч беззащитных женщин в подвалах Кремля.

Теперь Остап Семерак из труппы «Народного фронта». Ему попался большой, многогранный образ Инесс Маккормак, выросшей в благополучной протестантской семье Северной Ирландии и вышедшей замуж за католика. Протестантка за католика! Это все равно, как если бы депутаты, голосовавшие за диктаторские законы 16 января, вступили в проевропейскую коалицию. Остап, конечно, старался, пытаясь донести всю суть столь экстремальных межконфессиональных браков. Он играл как крепкий профессионал, однако не смог полностью вжиться в образ. Однако должен отметить, что у него есть большой потенциал, только надо больше репетировать, общаться с «регионалами», на худой конец, с тем же Ляшко. К игре Сумской нет никаких претензий. Не помню, кого она там играла, но так живенько, голос хорошо поставлен, про Камбоджу хорошо трындела.

В целом надо почаще проводить подобные мероприятия, поскольку они вносят приятное разнообразие в достаточно монотонную жизнь Верховной Рады. Тема насилия над женщинами очень востребована. Можно набросать на скорую руку какое-то либретто, в котором та же Александра Кужель, прямо в танце, выражает протест против полковника Тетерука, пытающегося размозжить ей голову стеклянной бутылкой. Сотник Парасюк, кстати, очень гибок, высоко поднимает правую ногу. Надо, думаю, замахнуться на балет. Или на Шекспира нашего Уильяма как минимум. Только следует продумать анонсирование мероприятия, поскольку с первых минут возникает ощущение, что они там упороты по самые галлюциногены. И после окончания мероприятия чувство никуда не исчезает. Но потенциал у труппы Верховной Рады, безусловно, есть. Жаль, Мосийчук не дотянул…

Комментариев нет: