Повелитель белорусских мух Михалок
Какие ассоциации
возникают у вас при словах «Сергей Михалок»? Лично у меня – только одна:
«продажный дурак». Акцент – на оба слова сразу.
А вспомнилось вот почему: в Минске, после перерыва в несколько лет, прошел большой концерт группы Brutto. О нём восторженно написал польско-белорусский сайт «БелСат» (вот, честное слово, не знаю как корректно назвать издание, созданное на польские деньги с целью навязчивой антигосударственной пропаганды в белорусском информпространстве?): «В
Беларуси концерт — это индикатор политических процессов. За критику
диктатуры Лукашенко Сергей Михалок был в неофициальном «черном списке»,
ему срывали выступления и вызывали в прокуратуру. Но в этом году, как
говорят, что-то в лесу сдохло — после пятилетнего перерыва Михалок
провел концертный тур по белорусским городам без чиновничьих преград».
Я не знаю, на самом
деле, что и где сдохло, но факт с трудом подаётся осмыслению: личный
враг Бацьки, многократно и публично поносивший его разными печатными и
непечатными словами, вдруг получает возможность выступить с любым
репертуаром на «Минск-арене». С чего бы это?
Версия первая:
недавние протесты в Белоруссии, направленные против «налога на
тунеядство», так впечатлили Лукашенко, что он мало того, что отыграл
назад с этим налогом, так ещё и, в преддверии «Дня Воли» 25 марта, на
который намечены массовые акции протеста оппозиции, решил искать
каких-то компромиссов со своими противниками, и не нашёл ничего лучше,
чем дать трибуну своему давнему критику.
Как злорадно пишут комментаторы на сайте «Хартия 97»под новостью о концерте Brutto: «Злые языки болтают, что в Дроздах обстановка очень тревожная, а сам Лука на грани нервного срыва. Уже не исключаются варианты перед 25 марта приостановить действия декрета о тунеядцах и выдвинуть интициативу по широкой общественной дискуссии о целесообразности возвращения БЧБ-флага и Пагони». Так это или нет – вопрос открытый, но что-то же и впрямь «сдохло», что Михалка пустили на столичную центральную концертную площадку?
Как злорадно пишут комментаторы на сайте «Хартия 97»под новостью о концерте Brutto: «Злые языки болтают, что в Дроздах обстановка очень тревожная, а сам Лука на грани нервного срыва. Уже не исключаются варианты перед 25 марта приостановить действия декрета о тунеядцах и выдвинуть интициативу по широкой общественной дискуссии о целесообразности возвращения БЧБ-флага и Пагони». Так это или нет – вопрос открытый, но что-то же и впрямь «сдохло», что Михалка пустили на столичную центральную концертную площадку?
Версия вторая, на мой взгляд – более приоритетная: Лукашенко в последнее время всё более и более усиленно пытается дистанцироваться от Москвы, чуть ли не ступая на «украинский путь», и вообще – постоянно шантажирует Кремль своей «незалежностью» ради более выгодных цен на энергоносители. И вот в этом-то контексте Михалок с его русофобией выступает в роли «полезного идиота», полными залами на концертах которого можно пугать Россию как мобилизационной базой для будущих белорусских нацбатов. Кстати, атрибутика фанатов Brutto может быть использована в этом случае практически без изменений — красный крест «Пагоня» с двумя перекладинами был взят Михалком в качестве символа не случайно…
Кстати, а с чего всё началось? Когда «Ляпис-Трубецкой» превратился в окончательное Brutto?
А после выпуска вот этого эпического, водораздельного, ткскзть, клипа:
Начало февраля 2014
года, еще не присоединён Крым, еще не сбежал Янукович – а Михалок
сработал на опережение! Какая прозорливость! Какое чутьё! Или… какой
заказ?
Клип снимался на
польские деньги (пусть это никого не удивит после ссылки на
происхождение целого телеканала «БелСат», созданного поляками чисто ради
пропаганды). Снимался на песню, которая и сама по себе полна
оскорбительных стереотипов, но при этом ещё настолько визуально уродски,
что это оскорбляет мои не столько патриотические, сколько –
эстетические чувства.
Творческое
самоубийство, которое тогда произошло чрезвычайно наглядно, заключается
не в том, что Михалок написал песню, в которой декларировал нелюбовь к
империям, матрёшкам и «совдепу», а в том, что это всё получилось до
позора плоско. Стереотип на стереотипе, штамп на штампе, шаблон на
шаблоне – какой-то букварь антироссийской мерзости! Печально, что в
съёмках клипа приняли участие музыканты группы НОМ, которые свой
отличный абсурдизм «Геополипов» (откуда в клип «Матрёшки» прибежал
гротескный Ильич) разменяли на политическую конъюнктуру.
В этом, кстати, и
кроется объяснение тупости Михалка (как он, едрить, склоняется?): он
взял полные самоиронии образы НОМа и Васи Ложкина и подал их с пафосом
сверхсерьёзного критиканства. Получилось примерно то же самое, что
обличать «тупость приземлённых совков» на материале песни Высоцкого
«Диалог у телевизора» или фильма «Афоня». Ложкин шутит над стереотипами,
а тупой Сирожа понял его буквалистически. НОМ пародировал образы
советского пантеона, а Сирожа почему-то решил, что это не искусство, а
агитка. И так далее… Мне кажется, что «карма имени» (поэт-халтурщик из
«Двенадцати стульев») мистически повлияла на способности человека
чувствовать смысл искусства. Как про яблони в цвету пел – так оно в
глаза не бросалось, а потом — …
После этого клипа –
Михалок покатился по наклонной куда-то в майдановскую клоаку с
«СУГСами», проклятиями Путину, навязчивому революционированию и прочей
характерной клинической картине типичного буйного либерал-русофоба. И
если он снова получил возможность публично выступать перед белорусской
аудиторией – это заставляет думать, что Бацька внезапно стал очень не
против главных мессиджей его творчества.
…Правда, я
практически на сто процентов уверен, что Михалок никакой признательности
к «тирану» не почувствует, и заигрывание с майданутыми, в случае чего,
не спасут Лукашенко от проблем, а только усугубят их.
Григорий Игнатов
Комментариев нет: