Время брить бороды

О племени младом и незнакомом. Забавные овощи.

alexzatul в Время брить бороды пишет:

Приятно и одновременно страшно признаваться  в том, что ты когда-то что-то сделал первым. С одной стороны, хорошо быть первооткрывателем,  а с другой  - понимать, что ты положил начало чему-нибудь плохому, абсолютно не греет душу.

В 2012 году я открыл первый в городе бар для хипстеров. Ну, может, не совсем первый по сути, но я абсолютно точно ввел в широкий обиход использования этого термина.


Что такое хипстеры, я тогда доподлинно не знал.

Не знали этого и 95% гостей бара. "Извините, пожалуйста, а кто такие хипстеры"? - персонал отвечал на этот вопрос раз в 15 минут. Я даже разработал специальную памятку для того, чтобы ответ был "единообразным" -как говаривал мой преподаватель по начальной военной подготовке в школе, подполковник Бек-Назаров. "Пусть безобразно, но зато-единообразно!" Мне лично казалось, что это нечто среднее между хиппи, панками и байкерами. Всемирная сеть тоже давала достаточно противоречивые объяснения этому термину. Уже потом, много позже Первый канал дал хипстерам более конъюнктурное название – «Городские пижоны».

Впервые я услышал о них от своей племянницы. Мы обсуждали общую знакомую, работавшую у меня официанткой в одном из ресторанов, которую я собирался увольнять за многочисленные прогулы, ежедневные опоздания, и перманентную неряшливость во внешнем виде. Хотя, она мне казалась довольно умной девушкой с хорошим воспитанием. Она носила очки, и ходила на работу, зажав подмышкой "Преступление и Наказание" Достоевского.
Племянница развеяла мои сомнения: "Да нет – сказала она, на самом деле ей плевать на Достоевского. Просто она-хипстер. А для них важно не быть. Важно казаться".

Тогда я не предал этим словам значения, посчитав их современной идиомой. И жестоко потом поплатился.

Хипстеры, как субкультура очень быстро вышла далеко за пределы молодежного течения. Они стремительно захватывали многие области бизнеса,   вводя в моду новые, абсолютно непонятные нормальному человеку принципы ведения дел. Деловые издания наперебой с восторгом рассказывали почти невыдуманные истории о чудесных стартапах хипстеров, имеющих много общих черт, главной из которых был минимальный стартовый капитал.  Довольствуясь минимальной маржой (а иногда и вообще работая «for fan»), хипстеры осваивали бизнес программного обеспечения, интернет-магазины, дизайнерские студии. И, наконец, дошли до общественного питания.

Одновременно с этим, в обществе появилась повальная мода на hipster-look. Главным атрибутом моды стали бороды. Омерзительно очаговая растительность на прыщавых лицах в мгновение ока затмила брутальную двухдневную небритость  вчерашних идолов моды. А неряшливая и часто несвежая одежда лишь завершили образ новых героев. И никого не интересовало, что не бреют хипстеры свои лица банально из-за лени, высокой стоимости на лезвия и преследуя цель спрятать под бородой безвольные юношеские подбородки.

Когда я был маленьким, я часто проводил лето в доме своей бабушки, Кетеван Георгиевны. В доме была достаточно большая библиотека, собраная, в основном из книг издания 40х-60х годов. Эти книги я, по причине скуки или природной любознательности, прочел практически все. Помню одну книгу – "Этика повседневной жизни", издания 69 года, кажется. Там обсуждалась (и осуждалась, естественно) новая мода советской молодежи-длинные волосы.

Мода пришедшая с Запада автору категорически не нравилась, что было объяснимо. Цитирую на память: "Все это, конечно, наносное, и скоро пройдет,» - утешал встревоженного читателя автор, - «Например, борода. Это конечно, архаичный, изживший себя признак человека старшего поколения. Но кто знает? Вдруг, через несколько лет, борода станет модной у стиляг, и они будут смеяться, показывая пальцем на гладко выбритого человека, спешащего на работу -"смотрите! У него гладко выбритое, как у старика лицо!»

Не помню фамилию автора, помню, что я тогда не оценил юмор и посчитал пример с бородой дурацким и нежизненным. Теперь стало ясно, что автор, не оцененный современниками  гениально предвидел будущее.

А этот, вызывающий лично у меня бешенство, способ передвижения хипстеров по городу? Все эти доски, ролики и велосипеды. Они гордо проносятся на своих дьявольских повозках по тротуарам, почти сбивая обычных пешеходов, попадающихся им на пути. Абсолютно, при этом не стесняясь, и не пытаясь хоть как-то проявить учтивость. Недавно я понял причину этого поведения. Мы им просто мешаем! Им вообще непонятно, что мы делаем на тротуарах! Мы стали чужими на улицах! И главное, мы почти сами в это поверили! Расступаясь перед бородатыми гонщиками на досках, самокатах и других прогрессивных средствах передвижения.. А эти юные горгоны с распущенными волосами и острым вдовьим взглядом, проезжающих по пешеходной зебре на своих велосипедах! Они даже не пытаются слезть с них и следовать правилам! Они выше этого. Мы-отсталая биомасса, загрязняющая планету, не знающая о прелестях сыроедения и йоги. Зачем мы нужны? Не лучше ли раздавить нас самокатом сразу, чтобы не мучили окружающую среду и не мучались сами.

Они сами придумали себе правила. И главным правилом прилюдно объявили то, которое мы в свое время считали для себя культовым в эпоху противостояния с миром офисного болота. Я говорю о втором правиле «Бойцовского клуба» и первом правиле Чака Норриса, гласящем, что «нет никаких правил». Знали ли мы, что именно хипстеры сделают это своим лозунгом? Все-таки жизнь преподносит порой вот такие уроки, словно в насмешку преломленные призмой реальности. Они стремительно теснят нас с улиц, выдавливают из бизнеса и выдавливают из городов. А мы… Всё это время боялись гопников «с района», содрогались при виде белых тонированных «приор» с дагестанскими номерами и переходили на другую сторону улицы при виде групп чеченских борцов в красных мокасинах, говоря про засилье кавказцев. И пропустили тех, кого реально надо было опасаться. Представьте, если бы все бородатые хипстеры в одночасье оказались бы чеченцами, а доски и велосипеды превратились бы в «Приоры»! Страшно? То-то…

Как всё это произошло, теперь уже не очень важно. Хотя, для будущего, наверное, полезно обозначить те факторы, благодаря которым вся эта субкультура впервые в истории совершила настоящую революцию в социальном миропорядке. Ведь не удалось же в свое время хиппи заставить мир смотреть на себя как на будущее. Никто и в страшных снах не мог бы себе представить, что нечесаные и плохо одетые личности, пропагандирующие, в общем-то правильные общечеловеческие ценности, станут лидерами бизнеса. А у хипстеров получилось.

Принцип ведения бизнеса хипстерами прост и универсален. Попробую описать его на близком себе примере – баре от хипстеров.

1.   За основу берется живая, новая и нравящаяся самим хипстерам идея – бургерная, бейгельная, коктейльная и тому подобные. Хорошо шли фермерские продукты, сэндвичи, краудфандинги  и коворкинги.
2.   Подыскивается  помещение в отдаленном центре.
3.   Делается «говноремонт» (этот термин обязателен, особенно первая его часть). Естественно без приглашения профессиональных дизайнеров, ведь «каждый гасконец, простите, хипстер – с детства академик».
4.   Обязательно проводится рекламная кампания посредством статей в изданиях, ставших в  одночасье хипстерскими.
5.   Желательно приглашение хипстерских «звезд-академиков» (см п.3). Хорошо подойдет какой-нибудь шеф-повар (опыт работы не важен, так как готовить ему ничего не придется) или миксолог. Нет, ни в коем случае не бармен. Барменом может стать любой. А миксологом – только бородатый хипстер.
6.   Набирается персонал из числа друзей и знакомых, которому разрешают всё- не приходить на работу вовремя, не знать меню и элементарные правила сервиса. Опыт работы, естественно, не важен. Главное- борода, забитые руки  и умение кататься на доске, или, в крайнем случае, самокате.
7.   Проведение вечеринки с приглашением всех возможных хипстеров трендсеттеров и девушек из изданий (см. п4).

В принципе все. Неудобная мебель, идиотская посуда, трешевые туалеты, графитовые доски и написанное, словно под копирку, меню – реальность. Wow-крики, восторг от концепта и писк юных поклонниц шеф-повара, главной задачей которого становится совмещение пяти абсолютно несочетаемых и плохо произносимых ингредиентов в одном блюде – то, что запоминается. Какое-нибудь блюдо, например  «Куриное парфе из сои с пеной из ромашкового меда и мороженным из дегидрованного боярышика на пластине мороженного тапенада из смолы и гелем из крафтового эля» заполняют все социальные сети и – успех обеспечен. Плюс – дешевое вино и коктейли, разработанные миксологом и названиями лишь немного уступающими вышеупомянутому блюду. Ну и крафт. Куда же без него. Дурацкое но обязательно претенциозное название пиву бездарно даже не сваренному, а намешенному напитку придаст нужную в хипстер-среде популярность. Три месяца зарплата друзьям-работникам не платится. Аренда, естественно, тоже. Без оплаты остаются многочисленные поставщики продуктов и алкоголя. Цены в меню, благодаря этим финансовым шагам - демпинговые. Получаемые деньги идут на покупку новых велосипедов английской марки “Brompton ”. Через полгода заведение закрывается. Но в очереди уже стоят новые обладатели роскошных бород, татуировок на ногах и самокатов.

Открылся недавно такой вот проект (еще одно слово, которое чудесным образом перетекло из обихода зрителей «Дома-2» в хипстерский словарь. Никто не знает, в том числе и авторы, что они открывают – бар, ресторан, клуб. Поэтому всё – Проект). Владелец-говнюк, который решил открыть очередной говнобар в полуподвальном помещении в историческом центре, где все бы сидели на ящиках и ели бы говноеду. Очень хороший проект. Необычный, главное.

Так вот, он арендовал помещение, повесил в окнах баннеры: "Здесь будет вкусно". И крупные фотографии персонала с трогательными подписями: "Станислав, миксолог. В свободное время крутит винил и катается на кайте.» Или, «Динара, менеджер. Вышивает крестиком, учит французский и любит печеный картофель». Или: «Денис, повар. Катается на доске и любит фильмы Антониони".

И все. Занял деньги у знакомых на говноремонт. Набрал стафф. Проработал два месяца. И НИКОМУ, бл.., не заплатил. Владельцу помещения. Знакомым, у которых брал деньги не ремонт. Друзьям, помогавшим с говноремонтом. Персоналу, естественно, тоже. Станиславу, Динаре, не говоря уже о Денисе…

Баннер со счастливыми лицами работников, которым не выплатили зарплату висел еще некоторое время. Потом его раскрасили баллончиками другие хипстеры.  Граффитисты.

Нет, это совсем не то, о чем Вы подумали. Да, конечно, я завидую успешным коллегам (хотя сложно назвать их коллегами) из числа хипстеров. Но это крик отчаянья! Я просто понять хочу, как всё это вдруг становится трендом? Почему никто не может посмотреть внимательно на суть этих самых «бизнес-пижонов»? Им сдают помещения под честное слово. Потом Ты приходишь к арендодателю и он, наученный горьким опытом, выжимает из тебя все соки, берет предоплату, страховой взнос и депозит, ссылаясь на то, что «все вы одинаковы». То же касается и гостей. Людей абсолютно не волнует, где, как делаются блюда в таких «ресторанах». Что все делается даже не на коленях, а на полу. Что персонал в ресторанах пьет наравне с гостями. Что никого не заботит, из каких составляющих делаются коктейли. Что это даже не контрафакт из Дьюти-Фри, а абсолютно паленый, подпольный алкоголь!

Обратите внимание, при описании примерного алгоритма открытия хипстерского кафе я сознательно не остановился на этапах получения каких-либо разрешений, лицензий и согласований. Всё потому что ими никто не занимается! Их просто у хипстеров нет. Нет лицензий на продажу алкоголя, нет кассовых аппаратов. Технологического проекта нет. Ничего нахрен нет! И после этого пресса еще пишет о злобствованиях контролирующих органов в Питере! Годами в городе существуют заведения, по сравнению с  которыми даже ларьки с шавермой на сенной – образец согласованного общепита! А уж если их закрывают – в прессу тут же просачиваются интервью владельцев, в которых они жалуются на произвол властей!

Совсем недавно, проходя мимо дверей одного такого модного винного заведения увидел закрытые двери. Ни объявления, ни хоть какого-то объяснения. А потом, через три дня опять открылись. А вчера- опять закрылись. И опять без объявлений. А потому что- плевать. Плевать на всех и на всё. Помните: «главное – не быть, главное-казаться».

«Очередной старпёрский трёп»,- скажут, усмехнувшись хипстеры. А вот ни хрена! Вы же, словно саранча, уродующая всё на своем пути! Взять хорошую идею, испоганить её, опошлить и выбросить, как немодную. Вчера – сайты. Сегодня-бары и рестораны. Завтра – автомастерские. Десять лет (слышите, ДЕСЯТЬ ЛЕТ!) я собирался открыть в городе бейгельную. Такую, настоящую, со множеством топпингов, совсем как в Нью-Йорке. Искал правильные рецепты, ждал, пока созреет аудитория. И что? Кучка хипстеров открыла шалман с фанерно-картонным   ремонтом, назвала его бейгельной и три месяца дружно закапывали саму идею! По залу шлялся сомнабулический бородатый официант, бейглы с первого и до последнего (я подчеркиваю-с первого до последнего!) дня были полным говном. Но чаще их просто не было. Не было без объяснения причин. Ну правильно -зачем в бейгельной бейглы! Главное, что все мы хорошие люди и правильно закатываем брючки. А потом тихонечко ее закрыли. Без статей в ТаймАуте и Афише, или на Рестклабе

Неделю назад на Рубинштейна появилась по-хипстерски убогая вывеска «табак-пиво-бейглы». Через два дня последнее слово заклеили бумажным скотчем – видимо, на коленке не получились бейглы. Как жаль…Такой хороший стартап!

Беседовал недавно с представительницей этих самых велосипедных хипстерских муз:
 
-А какие рестораны вам нравятся? Ну что в них должно быть?
-Нууу, я не знаю… Вот в одном месте во дворе можно мелками на стенах рисовать. Прикольно. Или вот, большое пространство во дворе – там вообще можно на весь день зависнуть! Всякие столы для настольного тенниса, гамаки…
-А как же еда, кухня?
-Ааа, ну да, кухня конечно, важна…
Тоже, б.., важна! Тоже!!! В ресторане!!! И ведь она, явно, не очень в этом уверена…

И ведь не только в ресторанах гадят! Повсюду оставляют свою зеленую слизь, как жуки из «Люди в черном». Сломался на днях мотоцикл. Перестал заводиться. Долго искал мастерскую. И нашел! Естественно, в интернете. Куча селфи мототехники, которая у них ремонтируется. Он-лайн анкета «Нам важно знать ваше мнение». Приехал. Не мастерская – мечта! Чисто, прилично, ходят приличные молодые… техники, наверное. Все6 как один бородатые. Директор-владелец, благообразный повзрослевших хипстер  (надо ли говорить, что с бородой) радостно меня встретил, записал телефон и… забыл. Ну то есть совершенно забыл про меня! И, как выяснилось, про мотоцикл тоже. Два дня – тишина. Позвонил сам: не забыли ли? Нет, говорят, не забыли. В понедельник начнем разбираться. Подождите, говорю, так сегодня четверг! Ну вот, доделаем один мотоцикл и с новой недели примемся за ваши и по результатам отзвонимся. В понедельник вечером никто уже не отвечал. Во вторник дозвонился – как там? Да, все нормально. Мы попробовали – он заводится без проблем. Естественно, забрал его сразу (он, кстати, так и не заводился – но это другая история). А в мастерской – чисто, ходят бородатые… техники. Работают…

5 сентября далекого 1698 Петр Первый начал официальную борьбу с бородами на Руси. Были введены налог на бороды, специальные жетоны, дающие право носить бороды. Остальным же указано было брить бороды и усы. Потому что в допетровской Руси купцы и бояре тоже хотели не быть, а казаться. Такие, мол, мы мужики, совсем как вы, крестьяне…

Тогда Петр резко сблизил отсталую на тот момент Россию и прогрессивную Европу. Нынешняя Европа по количеству бородатых, я думаю, даже превосходит Россию (там теперь даже женщины с бородами). И сближаться с ними как раз играть на руку этим самым хипстерам. Псевдо-мужикам, которые думают, что носить бороду, быстро кататься на роликах и работать веб-дизайнерами, миксологами и фрилансерами – это и есть мужская сущность

А вот не сбрить ли вам, на хрен бороду, и не пойти ли на завод работать? И не хрена мне указывать – почему мол ты не на заводе. Я двадцать пять лет в ресторанах. И еще через двадцать пять лет там же буду, если Бог даст. А вот почему бы вам не заняться прямым своим делом? Тем более, скоро придется Родину защищать с оружием в руках. Без досок и роликов. Не в узеньких джинсах и клетчатых рубашках. Готовы ли Вы?


Комментариев нет: