Кино на службе украинской государственной идеологии
От «Киборгов» до «Тайного дневника Симона Петлюры» и «Тараса Шевченко – первого самурая»
23 июня Министерство культуры Украины обнародовало список заявок на кинопроекты «патриотической направленности» которые будут финансироваться из бюджета (речь идёт о патриотизме националистического толка, который насаждается на Украине после государственного переворота 2014 года).В перечне 202 названия, и в июле станет известно, кому достанутся бюджетные деньги.
В Киеве усвоили, что кино – великая пропагандистская сила. Проводники декоммунизации не расскажут об известных словах Ленина про кино («Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино»), но руководствуются они именно этими словами. Майданный режим в отличие от домайданного имеет государственную идеологию (украинский национализм) – и, значит, идеологически нагруженное кино стало делом важным.
В начале 2018 года было объявлено, что «на кино» украинские власти выделяют из бюджета двум ведомствам (Минкульту и Госкино) миллиард гривен. Сумма для Украины беспрецедентная. Для сравнения с некоторыми другими бюджетными статьями: Служба внешней разведки – меньше двух миллиардов гривен, Государственное космическое агентство – три с небольшим миллиарда… Что будут снимать за эти деньги? В списке можно встретить заявки и на игровые фильмы «Тарас Шевченко – первый самурай», «Иловайск», «Высота 307,5» (оба последние – о войне в Донбассе), и на документальные («Освободительное движение, или Настоящие бандеровцы», «Украина – НАТО. Общая победа», «Трипольский мир»).
Идеология такого кино выпирает из названий: зрителю покажут гитлеровских прислужников в обличье освободителей Украины; «единство» Украины и НАТО; древних укров, от которых пошла Европа. Продюсерами фильма «Тарас Шевченко – первый самурай» выступают отец и сын Минзяновы – Юрий и Дмитрий. До переворота оба вместе с россиянами и белорусами снимали сериал «Смерть шпионам» о сотрудниках НКВД, потом перестроились и теперь работают в «новом патриотическом ключе». Рассчитывают получить от властей на Шевченко-самурая 19 миллионов 600 тысяч гривен.
Не надо думать, что «украинское патриотическое кино» – дело будущего. Это уже состоявшееся явление. Так, во второй половине 2017 года кинозрителя несколько месяцев кормили сразу тремя фильмами такого сорта (по всем измерениям – фантастическими): «Червоный» – о боевике УПА, который поднял восстание в ГУЛАГе; «Горькая жатва» – о голоде 1930-х годов на Украине, о большевиках-зверях и их жертвах украинских крестьянах; «Киборги» – о бойцах ВСУ в аэропорту Донецка.
Кадр из фильма «Горькая жатва» (2017)
«Киборги» стали самой кассовой украинской кинолентой за все годы независимости. В феврале 2018 года председатель украинского Госкино Филипп Ильенко (отпетый националист, член партии «Свобода») рапортовал, что «Киборги» собрали в прокате более 22 миллионов гривен и посмотрели их 310 тысяч человек. В апреле в Киеве на вручении кинопремии «Золота дзига» («Золотой волчок») «Киборгам» присвоили победу в десяти из восемнадцати номинаций, украинские СМИ трубили о «невиданном успехе».
У этой «перемоги», впрочем, есть изнанка. Убытки от картины составили почти два миллиона гривен. А с посещаемостью «Киборгов» (310 тыс. человек) дело обстояло так: массовость обеспечили школьники, которых в принудительном порядке отправляли в кинотеатры даже на зимних каникулах. (Другой категорией подневольного люда, ставшего зрителями «Киборгов», были украинские военные). С тех школьников, кто сеанс пропускали, требовали объяснительную записку или вызывали родителей в школу. Надо отдать должное властям: этим фильмом по всей Украине была проведена серьёзная воспитательная работа с молодым поколением. Ленту хотят расширить до сериала; до конца года должна появиться телеверсия «Киборгов». Главные стереотипы новейшей украинской пропаганды («агрессия соседней страны», «российские войска в Донбассе», «идеалы майдана») польются на зрительскую аудиторию широким потоком.
«Слава Украине!» – кричит киногерой «Киборгов»
Пока «Киборги» ожидают своей телеверсии, к выходу на большой экран готовятся ещё три пропагандистских картины – «Тайный дневник Симона Петлюры», «Позывной Бандерас» и «Круты. 1918». Все они получили от киевских властей поддержку на общую сумму более 60 миллионов гривен. Фильму о Петлюре (выйдет в прокат в сентябре) было уделено особое внимание: к его финансированию приложил руку Український конгресовий комітет Америки (Ukrainian Congress Committee of America).
«Позывной Бандерас» посвящён войне в Донбассе; главный герой из донецких воюет в составе ВСУ против своих земляков.
О том, что такое «Круты. 1918», хорошо говорит авторское предисловие к трейлеру фильма: «1918 год – год борьбы за национальное освобождение стран, находившихся под гнетом Российской империи. Большевики наступают на Киев, город наводнен агентами Троцкого, продолжается агитация пролетариев. Грушевский выдает IV Универсал о защите Украины. Патриотически настроенные студенты, главные герои фильма, готовятся защищать Киев и героически сражаются в бою под Крутами».
Премьера фильма запланирована на декабрь, зрителям будет показано нечто вроде нового эпоса: «украинские» студенты-романтики против русских (и еврейских) звероподобных большевиков. Благодаря «важнейшему из всех искусств» незначительный эпизод Гражданской войны в России (боестолкновение у села Круты между отрядом красноармейцев и вооружёнными сторонниками УНР) будет превращаться в мемориал «борьбы за национальное освобождение».
Главное – побольше жовто-блакитного. Кадр из фильма «Круты. 1918»
Режиссёр «Тайного дневника Симона Петлюры» – Олесь Янчук, он же генеральный директор киностудии им. Довженко. Его «незалежная» фильмография говорит сама за себя: «Атентат – Осеннее убийство в Мюнхене» (о ликвидации Бандеры); «Непокорённый» (о Шухевиче); «Железная сотня» (о рейде боевиков УПА); «Владыка Андрей» (об униатском митрополите Шептицком). Консультантом своего нового фильма Олесь Янчук пригласил Владимира Сергийчука, лауреата фонда им. Ивана Мазепы.
«Тайный дневник Симона Петлюры» выйдет в прокат в первых числах сентября. Так что школьников снова погонят в кинотеатры, СМИ снова будут писать о крупных успехах украинского кино. И это снова будет ложь. Как сообщает авторитетный сайт Box Office Mojo, лидерами украинского кинопроката в 2017 году стали очередные «Пираты Карибского моря», «Джуманджи: зов джунглей» и вторая часть «Стражей Галактики». Понятная информация. А что касается «суперуспешных» (по мнению украинского Госкино) «Киборгов», то они оказались по посещаемости… на 39-м месте. «Перемога» обернулась провалом.
23 июня Министерство культуры Украины обнародовало список заявок на кинопроекты «патриотической направленности» которые будут финансироваться из бюджета (речь идёт о патриотизме националистического толка, который насаждается на Украине после государственного переворота 2014 года).В перечне 202 названия, и в июле станет известно, кому достанутся бюджетные деньги.
В Киеве усвоили, что кино – великая пропагандистская сила. Проводники декоммунизации не расскажут об известных словах Ленина про кино («Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино»), но руководствуются они именно этими словами. Майданный режим в отличие от домайданного имеет государственную идеологию (украинский национализм) – и, значит, идеологически нагруженное кино стало делом важным.
В начале 2018 года было объявлено, что «на кино» украинские власти выделяют из бюджета двум ведомствам (Минкульту и Госкино) миллиард гривен. Сумма для Украины беспрецедентная. Для сравнения с некоторыми другими бюджетными статьями: Служба внешней разведки – меньше двух миллиардов гривен, Государственное космическое агентство – три с небольшим миллиарда… Что будут снимать за эти деньги? В списке можно встретить заявки и на игровые фильмы «Тарас Шевченко – первый самурай», «Иловайск», «Высота 307,5» (оба последние – о войне в Донбассе), и на документальные («Освободительное движение, или Настоящие бандеровцы», «Украина – НАТО. Общая победа», «Трипольский мир»).
Идеология такого кино выпирает из названий: зрителю покажут гитлеровских прислужников в обличье освободителей Украины; «единство» Украины и НАТО; древних укров, от которых пошла Европа. Продюсерами фильма «Тарас Шевченко – первый самурай» выступают отец и сын Минзяновы – Юрий и Дмитрий. До переворота оба вместе с россиянами и белорусами снимали сериал «Смерть шпионам» о сотрудниках НКВД, потом перестроились и теперь работают в «новом патриотическом ключе». Рассчитывают получить от властей на Шевченко-самурая 19 миллионов 600 тысяч гривен.
Не надо думать, что «украинское патриотическое кино» – дело будущего. Это уже состоявшееся явление. Так, во второй половине 2017 года кинозрителя несколько месяцев кормили сразу тремя фильмами такого сорта (по всем измерениям – фантастическими): «Червоный» – о боевике УПА, который поднял восстание в ГУЛАГе; «Горькая жатва» – о голоде 1930-х годов на Украине, о большевиках-зверях и их жертвах украинских крестьянах; «Киборги» – о бойцах ВСУ в аэропорту Донецка.
Кадр из фильма «Горькая жатва» (2017)
«Киборги» стали самой кассовой украинской кинолентой за все годы независимости. В феврале 2018 года председатель украинского Госкино Филипп Ильенко (отпетый националист, член партии «Свобода») рапортовал, что «Киборги» собрали в прокате более 22 миллионов гривен и посмотрели их 310 тысяч человек. В апреле в Киеве на вручении кинопремии «Золота дзига» («Золотой волчок») «Киборгам» присвоили победу в десяти из восемнадцати номинаций, украинские СМИ трубили о «невиданном успехе».
У этой «перемоги», впрочем, есть изнанка. Убытки от картины составили почти два миллиона гривен. А с посещаемостью «Киборгов» (310 тыс. человек) дело обстояло так: массовость обеспечили школьники, которых в принудительном порядке отправляли в кинотеатры даже на зимних каникулах. (Другой категорией подневольного люда, ставшего зрителями «Киборгов», были украинские военные). С тех школьников, кто сеанс пропускали, требовали объяснительную записку или вызывали родителей в школу. Надо отдать должное властям: этим фильмом по всей Украине была проведена серьёзная воспитательная работа с молодым поколением. Ленту хотят расширить до сериала; до конца года должна появиться телеверсия «Киборгов». Главные стереотипы новейшей украинской пропаганды («агрессия соседней страны», «российские войска в Донбассе», «идеалы майдана») польются на зрительскую аудиторию широким потоком.
«Слава Украине!» – кричит киногерой «Киборгов»
Пока «Киборги» ожидают своей телеверсии, к выходу на большой экран готовятся ещё три пропагандистских картины – «Тайный дневник Симона Петлюры», «Позывной Бандерас» и «Круты. 1918». Все они получили от киевских властей поддержку на общую сумму более 60 миллионов гривен. Фильму о Петлюре (выйдет в прокат в сентябре) было уделено особое внимание: к его финансированию приложил руку Український конгресовий комітет Америки (Ukrainian Congress Committee of America).
«Позывной Бандерас» посвящён войне в Донбассе; главный герой из донецких воюет в составе ВСУ против своих земляков.
О том, что такое «Круты. 1918», хорошо говорит авторское предисловие к трейлеру фильма: «1918 год – год борьбы за национальное освобождение стран, находившихся под гнетом Российской империи. Большевики наступают на Киев, город наводнен агентами Троцкого, продолжается агитация пролетариев. Грушевский выдает IV Универсал о защите Украины. Патриотически настроенные студенты, главные герои фильма, готовятся защищать Киев и героически сражаются в бою под Крутами».
Премьера фильма запланирована на декабрь, зрителям будет показано нечто вроде нового эпоса: «украинские» студенты-романтики против русских (и еврейских) звероподобных большевиков. Благодаря «важнейшему из всех искусств» незначительный эпизод Гражданской войны в России (боестолкновение у села Круты между отрядом красноармейцев и вооружёнными сторонниками УНР) будет превращаться в мемориал «борьбы за национальное освобождение».
Главное – побольше жовто-блакитного. Кадр из фильма «Круты. 1918»
Режиссёр «Тайного дневника Симона Петлюры» – Олесь Янчук, он же генеральный директор киностудии им. Довженко. Его «незалежная» фильмография говорит сама за себя: «Атентат – Осеннее убийство в Мюнхене» (о ликвидации Бандеры); «Непокорённый» (о Шухевиче); «Железная сотня» (о рейде боевиков УПА); «Владыка Андрей» (об униатском митрополите Шептицком). Консультантом своего нового фильма Олесь Янчук пригласил Владимира Сергийчука, лауреата фонда им. Ивана Мазепы.
«Тайный дневник Симона Петлюры» выйдет в прокат в первых числах сентября. Так что школьников снова погонят в кинотеатры, СМИ снова будут писать о крупных успехах украинского кино. И это снова будет ложь. Как сообщает авторитетный сайт Box Office Mojo, лидерами украинского кинопроката в 2017 году стали очередные «Пираты Карибского моря», «Джуманджи: зов джунглей» и вторая часть «Стражей Галактики». Понятная информация. А что касается «суперуспешных» (по мнению украинского Госкино) «Киборгов», то они оказались по посещаемости… на 39-м месте. «Перемога» обернулась провалом.
Комментариев нет: