США игнорируют предупреждение Бжезинского
Покойный известный американский геополитический мыслитель Збигнев Бжезинский провел проницательный и эксклюзивный анализ геополитических моделей в своей знаменитой книге «Великая шахматная доска: главенство Америки и его геостратегические императивы».
Многие из его суждений актуальны и сегодня. Среди прочего Бжезинский в своей книге указал, что «потенциально, наиболее опасным сценарием была бы великая коалиция Китая, России и, возможно, Ирана, «антигегемонистская» коалиция, объединенная не идеологией, а дополнительными обидами». Его предупреждения насчет просчетов американской дипломатии в последние дни снова привлекли большое внимание.
В то время как отношения США с Китаем, Россией и Ираном в разной степени достигли серьезной напряженности, последние три страны добились новых успехов в развитии отношений между собой. Эта ситуация заставила некоторые СМИ и аналитиков поверить в то, что предсказание Бжезинского теперь становится реальностью.
Однако, если мы глубже заглянем в проблему с точки зрения Бжезинского, возможно, нам не следует слишком сосредотачиваться на том, стало ли предсказание реальностью, или нет, или станет в будущем. Сам Бжезинский придерживался мнения, что такая «случайность» была маловероятной. Фактически, что он действительно хотел донести, сделав такое предупреждение, так это то, что США не должны создавать врагов повсюду и оставлять руины везде после себя.
Бжезинский писал:
Евразия — это «шахматная доска, на которой продолжается борьба за мировое первенство», где есть много «геостратегических игроков» и «геополитических центров».
«То, как Соединенные Штаты одновременно размещают основных геостратегических игроков на евразийской шахматной доске и манипулируют ими, а также как они управляют ключевыми геополитическими центрами Евразии, будет иметь решающее значение для долговечности и стабильности глобального превосходства Америки», ― добавил он. По мнению Бжезинского, Китай и Россия подразделяются на геостратегических игроков, в то время как Иран является одним из геополитических центров. Это может продемонстрировать важность трех стран.
В 1990-е годы США были погружены в мечту о достижении «однополярной гегемонии». На этом фоне Бжезинский выдвинул такие осторожные суждения и советы политическим деятелям США. Это демонстрирует его способности. К несчастью, с тех пор, как он опубликовал свой анализ более двух десятилетий назад, дипломатия США шла по пути эгоизма, старательно следуя идее «Америка прежде всего».
Например, президент Билл Клинтон продвигал демократию во всем мире. Джордж Буш безрассудно вел войны якобы во имя борьбы с терроризмом. Барак Обама использовал свое президентство, чтобы переосмыслить «американскую исключительность». Дональд Трамп попытался восстановить гегемонию США подрывными средствами. Кажется, что у США никогда не бывает глубокой и точной оценки реального мира, частью которого они являются. И, кажется, они не знают, какую роль должны играть.
Эта страна живет в мире собственного воображения.
Когда Джо Байден вступил в должность, было много разговоров о том, что «Америка вернулась» и что «дипломатия вернулась в центр внешней политики США». Мы слышали, что «альянс демократий» якобы снова возглавит мир.
Эти громкие, но пустые лозунги по-прежнему игнорируют стремительно меняющийся характер мировой политики, раскрытый пандемией COVID-19. США могут захотеть вернуться, но готов ли мир вернуться к тем временам, когда США могли сплотить множество людей своим призывом?
Если бы был проведен глобальный опрос, ответ на этот вопрос, вероятно, не удовлетворил бы США.
С учетом внешней политики новой администрации, очевидно, что следы американских издевательств всё еще бросаются в глаза. США утверждали, что наблюдают «жесткую конкуренцию с Китаем», направленную на объединение единомышленников и партнеров и привлечение Китая к ответственности по ряду вопросов путем укрепления позиции силы.
Президент США проигнорировал дипломатические протоколы и назвал российского лидера «убийцей». Это была личная атака, которая не способствует двусторонним отношениям ― ни сейчас, ни когда-либо.
США объявили о возвращении к соблюдению ядерной сделки с Ираном. Но при этом упоминаются только обязательства Ирана по демонтажу части своего ядерного оборудования, но не обязанность США снять санкции. США не проявили должного уважения к суверенному государству.
Столкнувшись с развитием дружественных внеблоковых межгосударственных отношений между Китаем, Россией и Ираном, США снова страдают от мании преследования. Они вернулись к своим старым способам поиска врагов и попыток впрячь весь Запад в свою колесницу против незападных стран. Независимо от развития трехсторонних отношений, Вашингтон должен осознать, что времена, когда США могли противостоять нескольким странам одновременно, давно прошли.
Этот менталитет холодной войны больше не соответствует нынешним реалиям.
Как утверждал Бжезинский, в конечном итоге, глобальной политике суждено стать все более несовместимой с ситуацией, в которой одна страна обладает исключительной гегемонистской властью. Таким образом, США ― не только первая и единственная по-настоящему глобальная сверхдержава, но, вполне может быть, и последняя. Правительству США, возможно, следует почаще прислушиваться к такого рода советам, хотя они могут быть неприятны.
Помимо борьбы с пандемией и восстановления экономики США, администрации Байдена необходимо полностью переосмыслить внешнюю политику США и отказаться от иллюзий гегемонии. Вашингтону нужно серьезно подумать о том, что следует относиться к другим странам мира как к равным, и жить вместе мирно. Ему также необходимо попытаться стать нормальным членом международного сообщества, а не исключительным лидером в американском стиле.
Автор — младший научный сотрудник китайского института международных исследований.
Комментариев нет: