Чем для Украины чреват конец газового транзита
На встрече с новым зампредом Еврокомиссии по энергетике Марошем Шефчовичем глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что в ближайшем будущем Россия прекратит транзит газа через украинскую территорию. “Газопровод Турецкий поток является единственным маршрутом, по которому могут поставляться 63 млрд. кубометров российского газа, идущие сейчас пока транзитом через Украину. Других вариантов нет”, – завил Миллер.
Украинская сторона отреагировала на новую стратегию Газпрома традиционно: спесью, недоверием и отсутствием логики. Глава компании «Нафтогаз» Андрей Коболев заявил: «Принуждение европейских стран к покупке российского газа на границе Турции и Греции вместо использования существующей инфраструктуры через Украину – это отказ от идеально отлаженной и надежной системы в пользу миллиардных инвестиций, которые в конечном итоге лягут на европейский бизнес и домохозяйства. Таким образом, эта угроза – политический блеф».
С какого перепугу россиянам переживать о европейском бизнесе и домохозяйствах, устроивших РФ войну санкций – непонятно. К тому же, Евросоюз вел себя с Россией абсолютно по-хамски и в ситуации с Южным потоком. Прикрываясь пресловутым «третьим энергопакетом», европейцы постоянно шантажировали РФ. Выцыганивали себе различные геополитические уступки. Не удивительно, что терпение россиян лопнуло, и вконец обнаглевших еврочиновников мягко послали в известном направлении.
Это для украинцев любой человек с паспортом Евросоюза является воплощенным божеством. Его невозможно ослушаться, ему постоянно хочется верить. Для россиян же Европа – не более, чем торговый партнер. Причем хитрый, вороватый и, в ближайшей перспективе, скорее всего бывший. На это указывают слова Миллера о том, что Турецкий поток европейцы должны построить быстро и без пререканий: «У них на это есть максимум несколько лет. Это очень-очень жесткий график. Чтобы уложиться в эти сроки работа по строительству новых магистральных газопроводов в странах ЕС должны быть начата прямо сегодня. В противном случае эти объемы газа могут оказаться на других рынках».
Однако бог с ней – с Европой. Чем чревато прекращение газового транзита для Украины? Прежде всего – окончательной потерей энергетической безопасности и геополитического веса. «Трубой» больше не пошантажируешь своенравного и самостоятельного северного соседа. Да и газку за чужой счет, как при Кучме, уже не хапнешь. Неоткуда. После прекращения транзита Украина будет получать ровно столько газа, сколько оплатит. И по такой цене, которую назначит Россия в одностороннем порядке.
Давайте посмотрим, что такое газотранспортная система Украины. Сеть газопроводов, протяженностью 39 тысяч километров. 72 компрессорные станции, 110 компрессорных цехов, 1455 газораспределительных станций. 12 подземных хранилищ общим объемом 31 миллиард кубометров. 28 тысяч человек персонала. Годовая пропускная способность на входе из России 288 млрд. кубометров; на выходе – 178. Оценочная стоимость системы: 25-35 млрд. долларов.
В 2014 году Украина поставила в Европу 63 млрд. кубометров российского газа и заработала на этом около 2 млрд. долларов. Какая часть этой суммы уходит на обслуживание ГТС и зарплату ее сотрудникам мне неизвестно. Но абсолютно ясно, что когда прекратится транзит, Украина не только лишится немалых прибылей, но еще и будет вынуждена тратить бюджетные деньги на содержание простаивающей системы.
Полностью застопорить всю ГТС не получится – через нее снабжается газом сама Украина. Значит, придется поддерживать работу необоснованно дорогой и слишком мощной для локальных украинских потребностей системы. Сколько людей из 28 000 с прекращением транзита потеряют работу – тоже сложно предположить. Но думаю, что больше половины – точно. Сказку о том, что по украинским трубам через морские терминалы в Европу пойдет американский сланцевый газ тоже пора забыть. Сланцевый пузырь лопнул.
Кроме того, уже сейчас украинская ГТС находится далеко не в лучшем состоянии. Оборудование изношено и устарело. Провести модернизацию системы самостоятельно Украина не могла даже в лучшие свои годы. Создание газотранспортного консорциума Россия-Украина-ЕС и модернизация за средства инвесторов благополучно провалилось задолго до майдана.
С решением Газпрома о прекращении транзита через Украину, ее газотранспортная система из мощного рычага влияния и источника доходов превращается в неподъемный камень на шее украинской экономики. В один из многих камней. И виновата в этом исключительно сама Украина. За прошедшие годы украинские власти неоднократно дали понять и России, и Европе, что воспринимать их, как серьезных и надежных партнеров ни в коем случае нельзя. Кто сеет ветер – пожинает бурю.
Акркадий Паровозов
Украинская сторона отреагировала на новую стратегию Газпрома традиционно: спесью, недоверием и отсутствием логики. Глава компании «Нафтогаз» Андрей Коболев заявил: «Принуждение европейских стран к покупке российского газа на границе Турции и Греции вместо использования существующей инфраструктуры через Украину – это отказ от идеально отлаженной и надежной системы в пользу миллиардных инвестиций, которые в конечном итоге лягут на европейский бизнес и домохозяйства. Таким образом, эта угроза – политический блеф».
С какого перепугу россиянам переживать о европейском бизнесе и домохозяйствах, устроивших РФ войну санкций – непонятно. К тому же, Евросоюз вел себя с Россией абсолютно по-хамски и в ситуации с Южным потоком. Прикрываясь пресловутым «третьим энергопакетом», европейцы постоянно шантажировали РФ. Выцыганивали себе различные геополитические уступки. Не удивительно, что терпение россиян лопнуло, и вконец обнаглевших еврочиновников мягко послали в известном направлении.
Это для украинцев любой человек с паспортом Евросоюза является воплощенным божеством. Его невозможно ослушаться, ему постоянно хочется верить. Для россиян же Европа – не более, чем торговый партнер. Причем хитрый, вороватый и, в ближайшей перспективе, скорее всего бывший. На это указывают слова Миллера о том, что Турецкий поток европейцы должны построить быстро и без пререканий: «У них на это есть максимум несколько лет. Это очень-очень жесткий график. Чтобы уложиться в эти сроки работа по строительству новых магистральных газопроводов в странах ЕС должны быть начата прямо сегодня. В противном случае эти объемы газа могут оказаться на других рынках».
Однако бог с ней – с Европой. Чем чревато прекращение газового транзита для Украины? Прежде всего – окончательной потерей энергетической безопасности и геополитического веса. «Трубой» больше не пошантажируешь своенравного и самостоятельного северного соседа. Да и газку за чужой счет, как при Кучме, уже не хапнешь. Неоткуда. После прекращения транзита Украина будет получать ровно столько газа, сколько оплатит. И по такой цене, которую назначит Россия в одностороннем порядке.
Давайте посмотрим, что такое газотранспортная система Украины. Сеть газопроводов, протяженностью 39 тысяч километров. 72 компрессорные станции, 110 компрессорных цехов, 1455 газораспределительных станций. 12 подземных хранилищ общим объемом 31 миллиард кубометров. 28 тысяч человек персонала. Годовая пропускная способность на входе из России 288 млрд. кубометров; на выходе – 178. Оценочная стоимость системы: 25-35 млрд. долларов.
В 2014 году Украина поставила в Европу 63 млрд. кубометров российского газа и заработала на этом около 2 млрд. долларов. Какая часть этой суммы уходит на обслуживание ГТС и зарплату ее сотрудникам мне неизвестно. Но абсолютно ясно, что когда прекратится транзит, Украина не только лишится немалых прибылей, но еще и будет вынуждена тратить бюджетные деньги на содержание простаивающей системы.
Полностью застопорить всю ГТС не получится – через нее снабжается газом сама Украина. Значит, придется поддерживать работу необоснованно дорогой и слишком мощной для локальных украинских потребностей системы. Сколько людей из 28 000 с прекращением транзита потеряют работу – тоже сложно предположить. Но думаю, что больше половины – точно. Сказку о том, что по украинским трубам через морские терминалы в Европу пойдет американский сланцевый газ тоже пора забыть. Сланцевый пузырь лопнул.
Кроме того, уже сейчас украинская ГТС находится далеко не в лучшем состоянии. Оборудование изношено и устарело. Провести модернизацию системы самостоятельно Украина не могла даже в лучшие свои годы. Создание газотранспортного консорциума Россия-Украина-ЕС и модернизация за средства инвесторов благополучно провалилось задолго до майдана.
С решением Газпрома о прекращении транзита через Украину, ее газотранспортная система из мощного рычага влияния и источника доходов превращается в неподъемный камень на шее украинской экономики. В один из многих камней. И виновата в этом исключительно сама Украина. За прошедшие годы украинские власти неоднократно дали понять и России, и Европе, что воспринимать их, как серьезных и надежных партнеров ни в коем случае нельзя. Кто сеет ветер – пожинает бурю.
Акркадий Паровозов
Комментариев нет: