«Ночь длинных ковшей»: прямо с экрана дует восточный бриз…
Восточный бриз, откуда-то из края геологов и романтиков, аккуратно сдувает остатки мусора с улиц Великого Города.
«Прямо с экрана дует восточный бриз…»
Роман Неумоев
Роман Неумоев
Случилось. Под
покровом ночи, каратели вышли на промысел. Разбившись на взводы, по
20-30 человек, усиленные гусеничной техникой, под прикрытием отрядов
полиции они подступили к ларькам, павильонам и палаткам занимающим
территорию возле станций метро. В Москве началась «ночь длинных ковшей».
Наша любимая
интеллигенция, наш измученный боями за правду креативный класс взвыл.
Количество криков такое, что на секунду показалось, что нет-нет, но даже
сама Божена Рынска, тайком убегая от очередного олигарха, лопала за
шатким белым столом шаурму с «девяткой».
Более вдумчивые
сторонники тезиса «оставьте палатки на месте» начали вещать про
недопустимость закрытия рабочих мест в кризис, а некоторые даже про
«окончательное решение проблемы малого бизнеса в Москве». Это конечно
печально, что несколько тысяч человек, подавляющее большинство которых
приезжие из стран очень ближнего зарубежья, останутся без работы. Но для
12-миллионного города как-то не очень опасно выглядит. Учитывая, что
большинство арендаторов, не говоря уже о владельцах, были в курсе
предстоящего ещё с осени, то вероятнее всего некие действия по
обустройству своей судьбы были ими выполнены.
Однако, как-то
неловко получается с креативным классом — ведь те же самые люди, с
красивыми лицами дельфинов, приветствовали закрытие заводов и разорение
колхозов, призывая людей «активнее вступать в рыночные отношения».
Особенно цинично эти призывы звучали в моногородах — но и в Москве сотни
тысяч, если миллионы людей, потеряли работу под довольное уханье
нынешнего креаклитета.
И ещё один неудобный
вопрос: неужели все стенания и причитания про хамон/пармезан/айфон и
так далее — наглая ложь? То есть в реальности креаклитет питался в
адовых халабудах из дешового сайдинга чебуреками и дошираком, покупая
«серые» мобилы в стрёмных магазинах?
Разумеется не
обошлось из без «чада кутежа», некая дама в норковой шубе на камеру
мобильного телефона рассказывала, как собянинский цепной пёс ломал в три
часа ночи стеклянный сарай, в котором находилась женщина с ребёнком.
Антон Носик напомнил, что сначала известно кто пришёл за владельцами
палаток. А потом этот известно кто напал на Польшу. Не знаю, связывало
ли что-то Носика с вышепомянутой шаурмой и «девяткой», но сказал как
отрезал.
Самой тяжёлой
артиллерией выступил Юрий Михайлович Лужков. Лучший друг Тельмана
Исмаилова (недавно признан банкротом), старик Батурин, тоже выразил
мысль, что негоже так поступать с малым бизнесом. Надо признать, что
«Лужка» нельзя обвинить в неискренности. Слухи о том, что сидя в
швейцарских Альпах Юрий Михайлович упчёл свои ошибки, не подтвердились.
А если говорить
серьёзно, то событие не так чтобы грандиозное, но знаковое. После
прихода Сергея Собянина на пост мэра Москвы изменения начались
нешуточные. Сначала были ликвидированы отдельно стоящие ларьки на улицах
и в переходах, а с фонарных столбов сняты растяжки. По улицам и
переходам стало возможно пройти, а здания рассмотреть. Теперь начали
крушить павильоны около станций, вернее практически все сокрушили,
осталось совсем чуть-чуть. Облик Москвы 1990-ых навсегда уходит в
прошлое, и вот тут надо сказать, всё-таки да проскальзывает некая
печалька.
Я родился на самом
закате Советского Союза. Страна уже не жила, а доживала, я её по
малолетству и не помню вовсе, а вот ларьки помню прекрасно. Сначала
неказистые, зелёного, синего или коричневого цветов палатки стояли
длинными рядами на месте современных торговых комплексов. Там же и
продавалось абсолютно всё, от чая и конфет, до штанов и игрушек. Больше
всего мне не нравилось мерить на улице одежду, но других доступных мест
для покупки вещей у нас тогда не было. Там царила настоящая демократия,
если сейчас у меня бородатого мужчины возрастом почти в 30 лет могут
спросить паспорт при покупке пива в магазине, то тогда 11-летнему
подростку могли запросто продать водку в ларьке, только нужно для
убедительности сказать «для старшего брата». И продавали.
Через какое-то время
это всё прекратилось, продавать крепкий алкоголь стало возможно только в
больших магазинах. Однако, родные палатки уступив большим торговым
центрам на площадях сгруппировались около метро. И надо сказать это
действительно было удобно, перекусить после работы, постоять перед
рок-концертом, опрокинуть банку пива ожидая запаздывающего товарища.
Можно даже отдельно вспомнить «Шаурму славянскую от Паши» на Дмитровской
и изумительные чебуреки с сыром и грибами за 35 рублей на Баррикадной.
Так вот получилось,
что с точки зрения людей от 30-летних и младше, ларьки в Москве были
всегда. Нет памяти о том, как выглядел город до того как его заковали в
сайдинговые латы.
Сейчас, когда
события начинают приобретать темп, а жизнь сызнова становится
неспокойной, освобождённые от пластиковых оков сталинские дома смотрят
со снисходительным имперским безразличием на опавшую шелуху «торговых
рядов». Тверская — это не улица на которой когда-то стояли проститутки,
Тверская это проспект Победы, облицованный германским гранитом, который
должен был пойти на памятник Гитлеру, но достался триумфаторам.
Истерическая реакция
наших креаклов и бизнесменов с Кипра более чем обоснована: ведь им
страшно не то, что убрали из города растяжки, не так в общем-то обидно,
что снесли павильоны возле Чистых прудов, перетерпят и возможный снос
торговых центров, так «отлично» выстроенных на привокзальных площадях.
А вот то, что после
этого логичным продолжением будет снятие драпировки с Мавзолея, со всеми
вытекающими последствиями, это уже их пугает и не на шутку. А ещё есть
опыт парижского креаклитета, ненавистник которого барон Осман
собянинскими методами прокладывал бульвары Парижа, естественно для того,
что бы освободить пространство для картечи, коей при случае собирались
потчевать «взбесившуюся чернь».
А пока, лишь восточный бриз, откуда-то из края геологов и романтиков, аккуратно сдувает остатки мусора с улиц Великого Города.
Никита Юрченко
Комментариев нет: