Семь футов под «днищем» украинского флота
В 1991 Украине досталось фантастическое наследство. После развала
Советского Союза, помимо крупнейшей армейской группировки СССР, десятой
экономики мира и мощнейшей промышленности, Незалежная получила в
«подарок» от почившего в бозе Советского государства еще и
военно-морской флот.
Да, по состоянию на 1991 год Черноморский флот не был самым мощным флотом в СССР (по геостратегическим и военным соображениям преференции отдавались Северному и Тихоокеанскому флотам), но его мощь и техническое состояние были на уровне.
Численность вымпелов и оснащенность черноморского флота предполагали возможность на равных противостоять любому противнику в случае крупномасштабного военного конфликта, и включали в себя ракетные силы, авиацию, береговую артиллерию, подводные лодки и надводные корабли. Это была мощная и самодостаточная группировка флота, реальная боевая сила не только в черноморском регионе, но и на всем Средиземноморье.
Раздел ЧФ в 1991-1992 годах положил старт созданию военного-морского флота Украины; момент начала первых учений ВМС (1 августа 1996 года) ознаменовал обретение Украиной собственного флота. Состав кораблей, согласно соглашению 1995 года, делился между странами в соотношении 81,7% и 18,3% в пользу Российской Федерации, при этом технические запасы, вооружение и имущество распределялись пополам.
Но по причине недостатка средств, часть береговой и морской инфраструктуры была сразу выведена с баланса ВМС, а финансирование остальной части было явно недостаточным. Аэродромы, базы подводных лодок, штабы и ракетные части использовались в качестве гражданских объектов, либо просто медленно приходили в запустение. Да и вообще, рассматривать состояние флота в отрыве от общей экономической ситуации в стране крайне сложно.
Ведь Военно-морские силы любого крупного государства — это не только корабли. Без развитой береговой инфраструктуры, без системы нормального технического обслуживания и материального обеспечения, боевые и вспомогательные плавсредства очень быстро приходят в негодность — и флот теряет свою боеспособность. Даже если корабль не выходит в море, а стоит у причала, его все равно нужно периодически осматривать, ремонтировать, модернизировать, не говоря уже о немалых расходах на личный состав. Содержание военного флота – дело дорогое, и не всем станам оно по карману… А если всему этому не уделять должного внимания, через несколько лет любой самый современный корабль превращается в ржавую «груду металлолома». И не только корабль — то же самое относится и к объектам инфраструктуры флота.
Военно-морская база советского флота в Севастополе по праву считается одной из жемчужин военно-инженерной мысли, поводом для гордости военных моряков и жителей города, форпостом геополитического влияния на Черном и Средиземном морях. И досталась она Украине абсолютно бесплатно! Казалось бы, отличная стартовая позиция для того, чтобы стать одной из сильнейших морских держав мира. Но на Украине пошли другим путем: продажа боевых кораблей за бесценок или, и вовсе, — на металлолом, отсутствие капиталовложений в поддержание прибрежной инфраструктуры, полное пренебрежение «социалкой» матросов и офицеров, деградация системы военного образования.
То, что досталось в наследство от СССР, Киев, без зазрения совести, (хотя откуда у тех, кто распродавал армию и флот в 90-е, совесть) просто-напросто «разбазарил». Если сосредоточиться на боевых кораблях, то за двадцать с небольшим лет существования, ВМС Украины потеряли 20 крупных боевых кораблей из 32. Подсчитать количество небоевых «утилизированных» и «списанных» кораблей и других плавсредств очень сложно, но счет там идет на сотни.
К середине 90-х годов стало ясно, что утеряны, и безвозвратно, многие стратегические возможности, которыми обладал советский Черноморский флот. ВМФ Украины был крайне ограничен в районе действий (Черное и Азовские моря), и у него не было отдаленных баз, на которые он мог бы опираться в дислоцировании и снабжении.
Собственно, даже целесообразность самого существования Военно-морского флота в те годы ставилась многими в Верховной Раде под сомнение, но в дальнейшем соображения государственного престижа все же победили. Однако это никак не устранило системные проблемы флота, которые с годами только нарастали. Например, на вооружении ВМС Украины состоит всего одна подводная лодка («Запорожье), вообще непригодная к погружениям! Ее нынешнее состояние можно оценить по фото:
Флагманом ВМС Украины (именно этот фрегат совершает дружественные визиты в иностранные порты и участвует в международных учениях) остается «Гетман Сагайдачный» — единственный боевой корабль находящийся в удовлетворительном техническом состоянии.
Ограниченно боеспособный «Константин Ольшанский», большой десантный корабль проекта 775, (год постройки 1985) в ночь на 6 марта 2014 года оказался заблокированным вместе с ещё 6 боевыми кораблями ВМС Украины в заливе Донузлав, в результате затопления моряками Черноморского флота ВМФ России нескольких списанных кораблей, в том числе большого противолодочного корабля «Очаков». А 24 марта 2014 года «Константин Ольшанский» был взят под контроль российскими военнослужащими, на корабле был поднят Андреевский флаг. В октябре 2014 года БДК «Константин Ольшанский» переведён на стоянку в базу Черноморского флота в городе Севастополь, в данный момент находится в резерве ВМФ России.
Остальные нескольких десятков кораблей ВМС Украины, разного класса и водоизмещения, находятся в плачевном состоянии — большая часть из них не способна не то что принимать участие в боевых действиях, а даже просто выйти в плавание. А экипажи, приписанные к ним, вынуждены нести службу в жутких условиях — в неотапливаемых каютах, без горячей воды, а порой даже без электричества. Питаясь консервами и сухпайками. В то время как на высших командных должностях в ВМС Украины состоят ни много ни мало 13 адмиралов! Финита ля комедия — тринадцать адмиралов на один-единственный боеспособный фрегат. Тринадцать человек на сундук мертвеца…
Итог закономерен: спуск на воду малого ракетного катера «Гюрза-М» был представлен в украинских СМИ как событие «вселенского» масштаба, — одного (!) малого ракетного катера. Больше в 2015 году флот Незалежной не получил ничего. Кроме 8 надувных моторных лодок, переданных ВМС Украины «щедрыми» союзниками из НАТО. Воистину — я планов наших люблю громадьё, размаха шаги саженьи…
Впрочем Маяковский нынче на Украине не в чести — попал в список запрещенных поэтов, а тут еще и закон о «декоммунизации» подоспел. Но боевые корабли строить – не памятники Ленину валить. А то, что этот самый Владимир Ильич дал жизнь Украине (УССР) в ее нынешнем виде, — так об этом укропатриты не знают, или предпочитают не вспоминать.
Но одними мифами о «Цеевропе» сыт не будешь. И судьба украинского военного флота в этом плане очень показательна: за 25 лет, прошедших с момента обретения независимости Украиной, Военно-морские силы Незалежной превратились из реальной боевой силы в «кладбище погибших кораблей». А у государства нет денег не то что на строительство новых судов, а даже на поддержание оставшихся в исправном состоянии. Сегодня уже можно с уверенностью констатировать: Украины более нет на «карте» морских держав планеты!
Как говорится, семь футов под «днищем»!
Андрей Князев
Да, по состоянию на 1991 год Черноморский флот не был самым мощным флотом в СССР (по геостратегическим и военным соображениям преференции отдавались Северному и Тихоокеанскому флотам), но его мощь и техническое состояние были на уровне.
Численность вымпелов и оснащенность черноморского флота предполагали возможность на равных противостоять любому противнику в случае крупномасштабного военного конфликта, и включали в себя ракетные силы, авиацию, береговую артиллерию, подводные лодки и надводные корабли. Это была мощная и самодостаточная группировка флота, реальная боевая сила не только в черноморском регионе, но и на всем Средиземноморье.
Раздел ЧФ в 1991-1992 годах положил старт созданию военного-морского флота Украины; момент начала первых учений ВМС (1 августа 1996 года) ознаменовал обретение Украиной собственного флота. Состав кораблей, согласно соглашению 1995 года, делился между странами в соотношении 81,7% и 18,3% в пользу Российской Федерации, при этом технические запасы, вооружение и имущество распределялись пополам.
Но по причине недостатка средств, часть береговой и морской инфраструктуры была сразу выведена с баланса ВМС, а финансирование остальной части было явно недостаточным. Аэродромы, базы подводных лодок, штабы и ракетные части использовались в качестве гражданских объектов, либо просто медленно приходили в запустение. Да и вообще, рассматривать состояние флота в отрыве от общей экономической ситуации в стране крайне сложно.
Ведь Военно-морские силы любого крупного государства — это не только корабли. Без развитой береговой инфраструктуры, без системы нормального технического обслуживания и материального обеспечения, боевые и вспомогательные плавсредства очень быстро приходят в негодность — и флот теряет свою боеспособность. Даже если корабль не выходит в море, а стоит у причала, его все равно нужно периодически осматривать, ремонтировать, модернизировать, не говоря уже о немалых расходах на личный состав. Содержание военного флота – дело дорогое, и не всем станам оно по карману… А если всему этому не уделять должного внимания, через несколько лет любой самый современный корабль превращается в ржавую «груду металлолома». И не только корабль — то же самое относится и к объектам инфраструктуры флота.
Военно-морская база советского флота в Севастополе по праву считается одной из жемчужин военно-инженерной мысли, поводом для гордости военных моряков и жителей города, форпостом геополитического влияния на Черном и Средиземном морях. И досталась она Украине абсолютно бесплатно! Казалось бы, отличная стартовая позиция для того, чтобы стать одной из сильнейших морских держав мира. Но на Украине пошли другим путем: продажа боевых кораблей за бесценок или, и вовсе, — на металлолом, отсутствие капиталовложений в поддержание прибрежной инфраструктуры, полное пренебрежение «социалкой» матросов и офицеров, деградация системы военного образования.
То, что досталось в наследство от СССР, Киев, без зазрения совести, (хотя откуда у тех, кто распродавал армию и флот в 90-е, совесть) просто-напросто «разбазарил». Если сосредоточиться на боевых кораблях, то за двадцать с небольшим лет существования, ВМС Украины потеряли 20 крупных боевых кораблей из 32. Подсчитать количество небоевых «утилизированных» и «списанных» кораблей и других плавсредств очень сложно, но счет там идет на сотни.
К середине 90-х годов стало ясно, что утеряны, и безвозвратно, многие стратегические возможности, которыми обладал советский Черноморский флот. ВМФ Украины был крайне ограничен в районе действий (Черное и Азовские моря), и у него не было отдаленных баз, на которые он мог бы опираться в дислоцировании и снабжении.
Собственно, даже целесообразность самого существования Военно-морского флота в те годы ставилась многими в Верховной Раде под сомнение, но в дальнейшем соображения государственного престижа все же победили. Однако это никак не устранило системные проблемы флота, которые с годами только нарастали. Например, на вооружении ВМС Украины состоит всего одна подводная лодка («Запорожье), вообще непригодная к погружениям! Ее нынешнее состояние можно оценить по фото:
Флагманом ВМС Украины (именно этот фрегат совершает дружественные визиты в иностранные порты и участвует в международных учениях) остается «Гетман Сагайдачный» — единственный боевой корабль находящийся в удовлетворительном техническом состоянии.
Ограниченно боеспособный «Константин Ольшанский», большой десантный корабль проекта 775, (год постройки 1985) в ночь на 6 марта 2014 года оказался заблокированным вместе с ещё 6 боевыми кораблями ВМС Украины в заливе Донузлав, в результате затопления моряками Черноморского флота ВМФ России нескольких списанных кораблей, в том числе большого противолодочного корабля «Очаков». А 24 марта 2014 года «Константин Ольшанский» был взят под контроль российскими военнослужащими, на корабле был поднят Андреевский флаг. В октябре 2014 года БДК «Константин Ольшанский» переведён на стоянку в базу Черноморского флота в городе Севастополь, в данный момент находится в резерве ВМФ России.
Остальные нескольких десятков кораблей ВМС Украины, разного класса и водоизмещения, находятся в плачевном состоянии — большая часть из них не способна не то что принимать участие в боевых действиях, а даже просто выйти в плавание. А экипажи, приписанные к ним, вынуждены нести службу в жутких условиях — в неотапливаемых каютах, без горячей воды, а порой даже без электричества. Питаясь консервами и сухпайками. В то время как на высших командных должностях в ВМС Украины состоят ни много ни мало 13 адмиралов! Финита ля комедия — тринадцать адмиралов на один-единственный боеспособный фрегат. Тринадцать человек на сундук мертвеца…
Итог закономерен: спуск на воду малого ракетного катера «Гюрза-М» был представлен в украинских СМИ как событие «вселенского» масштаба, — одного (!) малого ракетного катера. Больше в 2015 году флот Незалежной не получил ничего. Кроме 8 надувных моторных лодок, переданных ВМС Украины «щедрыми» союзниками из НАТО. Воистину — я планов наших люблю громадьё, размаха шаги саженьи…
Впрочем Маяковский нынче на Украине не в чести — попал в список запрещенных поэтов, а тут еще и закон о «декоммунизации» подоспел. Но боевые корабли строить – не памятники Ленину валить. А то, что этот самый Владимир Ильич дал жизнь Украине (УССР) в ее нынешнем виде, — так об этом укропатриты не знают, или предпочитают не вспоминать.
Но одними мифами о «Цеевропе» сыт не будешь. И судьба украинского военного флота в этом плане очень показательна: за 25 лет, прошедших с момента обретения независимости Украиной, Военно-морские силы Незалежной превратились из реальной боевой силы в «кладбище погибших кораблей». А у государства нет денег не то что на строительство новых судов, а даже на поддержание оставшихся в исправном состоянии. Сегодня уже можно с уверенностью констатировать: Украины более нет на «карте» морских держав планеты!
Как говорится, семь футов под «днищем»!
Андрей Князев
Комментариев нет: