Может ли «Яндекс» почистить новости от мусора?

Сейчас депутаты пытаются заставить «Яндекс» проверять новости, которые он публикует на главной своей странице. «Яндекс» против: по мнению «Яндекса» это невозможно технически. Герман Клименко, советник президента по интернету, тоже против, по его мнению, ответственность за недостоверную информацию должны нести первоисточники:

http://www.kommersant.ru/doc/2923764

Руслан Осташко, главный редактор «Политической России», в свою очередь, считает, что вопрос тут во многом политический — законопроект, который готовят депутаты, может в итоге доставить проблемы тем, кто управляет своими компаниями через офшоры:

http://politrussia.com/society/pyatiminutka-zdravogo-smysla-386/

Я в целом нахожу эти доводы разумными, однако хочу все же обратить внимание на несколько неочевидных моментов.

Начнём с того, что ни «Яндекс», ни «Гугл» не дают сейчас пользователям возможности найти первоисточник новости или вброса. Казалось бы, все просто: в базах поисковиков хранится как время индексации, так и порядок ссылок. Поисковики могут элементарно определить, что новость такая-то появилась на малоизвестном ресурсе «Дальнеглушские ведомости», потом ее перепостил у себя федеральный «Гудок хипстера», а уж потом она широко разошлась по остальным СМИ.

Но нет: распутывать эту цепочку пользоателям предлагается самостоятельно. Лично я считаю себя опытным следопытом, за свою жизнь я сделал несколько сотен тысяч запросов в поисковики. Однако даже мне докопаться до «корней» вбросов бывает нелегко. Читателям же с меньшим опытом зачастую остается только разводить руками: так как галочки «выделить первоисточник жирным» поисковики им не предлагают.

Следующий важный момент. Мы всё ещё живём по стандартам англосаксонской журналистике, согласно которым все новости делятся на два типа: на плохие новости и новости об английской королевской семье.

Если журналист пишет о ком-нибудь или о чём-нибудь даже не хорошо, а хотя бы нейтрально, редактор немедленно вызывает журналиста на ковёр: «почему ты, подлец, взял деньги за заказуху и не поделился ими со мной?».

Из-за этого в списке новостей преобладает разнообразная чернуха — и если новостной агрегатор не будет учитывать это искажение, реальность предстанет перед читателями в самом неприглядном свете, скорбной, как в памятной передаче «600 секунд».

Подумаем теперь, могут ли поисковики решить эти две проблемы — отфильтровать новости от бессмысленных перепостов и снизить непропорционально большое количество плохих новостей.

Казалось бы, сделать это сложно и даже в некотором роде неправильно: ведь честное зеркало должно отражать реальность в том виде, в каком оно её видит... однако давайте объективно посмотрим на обычную поисковую выдачу того же «Яндекса». Мы увидим, что «Яндекс» великолепно умеет отсекать мусор, чтобы показывать нам на первых местах не самые продвигаемые, а самые релевантные, лучше всего соответствующие нашему запросу сайты.

Убежден, то же самое можно сделать и с новостями: убрать не представляющие интереса «рерайты» оригинальных сообщений, изменить пропорцию новостей так, чтобы чернуха занимала не больше объема, чем в жизни, делить новости на информацию, аналитику и публицистику... повторюсь, современные поисковики в своё время проделали аналогичную работу для того, чтобы выиграть конкуренцию у плохо фильтрующих информацию динозавров старого интернета.

Пора бы уже применить тот же подход и к новостям. В конце концов, роботам уже удаётся даже сортировать картинки: уверен, что разложить по полочкам новости будет не так уж сложно технически.

При этом меня совершенно не интересует, будет ли «Яндекс» руководствоваться в своей работе патриотическими побуждениями. Для того, чтобы мы получили полезные обществу новости, это не нужно и, простите меня за крамолу, возможно, даже вредно. Для того, чтобы новости стали лучше, нужно просто почистить их от мусора — ровно так, как это происходит сейчас с основной выдачей «Яндекса».

Само собой, запустить этот процесс по приказу сверху невозможно: я не представляю себе депутатов, которые решатся подробно прописать в законопроекте механизмы фильтрации мусорных новостей. Однако я все же надеюсь, что «Яндекс» таки обратит внимание на высокую популярность своего новостного портала и выделит некоторые интеллектуальные ресурсы на приведение его в достойный главного поисковика России порядок.

 Фриц Моисеевич Морген

Комментариев нет: