Скандал вокруг стенограммы из Совбеза Украины по Крыму продолжается: Киев собирался начинать войну
Рассекреченная стенограмма Совбеза пролила свет на тайны операции по воссоединению полуострова с Россией
На Украине продолжает развиваться скандал, связанный с публикацией рассекреченной стенограммы заседания Совета национальной безопасности и обороны от 28 февраля 2014 года. Заседание проходило в момент переброски в Крым подразделений российской армии. В их задачу входила защита русского большинства полуострова и подготовка условий для референдума о его будущем статусе. Ответственные за безопасность Украины признали, что население Крыма настроено пророссийски, украинские военные части не подчиняются Киеву. Они связывали свои надежды с защитой со стороны шестого флота США. Стенограмма показала нерешительность и полную недееспособность большинства политических лидеров и силовиков. Наиболее адекватным ситуации предстает глава Верховной рады того времени Александр Турчинов. Именно его прочат сейчас на пост премьер-министра Украины вместо Арсения Яценюка.
Текст стенограммы на украинском языке был опубликован 22 февраля. Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко немедленно назвала факт публикации преступлением. Однако власти утверждают, что все сделано по закону. «Есть процедура рассекречивания документов и их обнародования. Я тут не вижу каких-то нарушений. В предусмотренном законом порядке информация может быть рассекречена», — пояснил руководитель аппарата главы СБУ Александр Ткачук. При этом СБУ намерена расследовать законность присутствия на СНБО самой Тимошенко. Среди других участников беседы весь политический бомонд Украины того периода: Турчинов, Яценюк, Наливайченко, Ярема, Дещица, Парубий, Тягнибок, Кличко и т.д. Несмотря на то что документ составлен на украинском языке русский перевод, опубликованный изданием Gordonua.com, оставляет впечатление, будто участники беседы говорили между собой по-русски.
Украинские обозреватели наперебой комментируют позиции участников судьбоносного для Украины заседания, их сильные и слабые стороны, отмечая, однако, что время для принятия решений уже было упущено. «Вежливые люди» на тот момент уже заняли здание парламента Крыма, захватили аэропорт Симферополя и блокировали украинские воинские части, расположенные на полуострове. Выигрыш во времени, превосходство в силах и боевой выучке определили дальнейший ход событий, благоприятный для России. Русское население полуострова, которому еще накануне угрожали боевики «Правого сектора», обещая «поезда дружбы» с головорезами из Галиции, было надежно защищено. Именно этот фактор — безусловная поддержка местного населения, его пророссийский настрой, желание жить и принадлежать России и стал настоящей и единственной причиной решительных действий российского руководства.
Участники СНБО знали об этом, однако рассуждали в логике сохранения территориальной целостности любой ценой. Если бы военная сила была на их стороне, они не постеснялись бы использовать ее. «Большинство населения Крыма занимает пророссийскую, антиукраинскую позицию. Это риск, который нам нужно учесть», — доложил министр внутренних дел Арсен Аваков. Об этом же — о «массовой поддержке населением действий Российской Федерации» — говорил глава СБУ Наливайченко. При этом, обманывая самих себя, они пытались закамуфлировать общеизвестную истину рассуждениями о «дезинформации и дискредитации с использованием крымских и российских средств массовой информации». Полный консенсус жителей Крыма естественным образом сказался на боевом духе украинских подразделений. «Наши военные и силовики деморализованы. Многие из них не воспринимают новую власть и не готовы выполнять приказы или вообще изменили присяге», — признавал глава СБУ.
По словам Авакова, рапорты об увольнении в те дни подали руководители Севастопольского и Крымского УМВД. Внутренние войска и ППС Симферополя тоже не вызывали у министра доверия. Командующий военно-морскими силами Украины и вовсе был «выведен из строя» неформальной беседой с командующим Черноморским флотом России. «Мы пойдем до конца — это первое. Второе. Все войска приведены в полную боевую готовность. Третье — если вы нам не будете противостоять, то крови не будет и все обойдется мирно», — цитировал слова российского офицера министр обороны Украины Игорь Тенюх. И с горечью добавил, что военные в Крыму — местные контрактники отказываются подчиняться Киеву. При том, что со всей стороны его ведомство может собрать не более 5 тысяч военных, из которых решатся применить оружие не более 1,5-2 тысяч человек.
Беседа силовиков и политиков проходила на фоне информации о сосредоточении Россией крупных военных группировок вдоль всей границы с Украиной. «На киевском, харьковском и донецком направлениях уже сконцентрировано 38 тысяч человек, 761 единица вооруженной танковой техники, 2200 бронированных машин, 720 артиллерийских систем и систем залпового огня, также до 40 ударных вертолетов и 90 вертолетов боевого обеспечения, и 90 самолетов штурмовой авиации. В акватории Черного моря на боевое дежурство вышло 80 военных кораблей РФ», — рассказал украинский министр. Это, очевидно, было элементом давления на Киев с целью парализовать его волю к сопротивлению в Крыму. Прямо во время беседы Турчинову последовал звонок от спикера Госдумы РФ Нарышкина, который передал слова Путина о том, что, если погибнет хотя бы один россиянин, то виновных в этом объявят военными преступниками и будут преследовать по всему миру. План Москвы удался — украинские политики в большинстве своем сдрейфили и, осознавая угрозу горячего военного конфликта, тем не менее не решились объявить военное положение.
«Я сегодня переговорил с вице-президентом Соединенных Штатов Америки по этому вопросу. У них пока что нет позиции», — пожаловался Яценюк. И добавил: «Жаль, что два корабля шестого флота Соединенных Штатов покинули Черное море. Один из них, кажется, где-то на мели должен был быть». Не имея военной силы, собравшиеся рассчитывали на защиту со стороны других государств. В частности, «гарантов по Будапештскому меморандуму». «У наших стратегических партнеров есть мощный военный потенциал, и их присутствие в Черном море было бы стабилизирующим фактором», — надеялся Парубий. «Ни одна страна, в том числе Будапештского меморандума, не будет готова сейчас помогать Украине», — парировал Яценюк, имея в виду, в том числе и страны НАТО. По его словам, именно неподписание в 2008 году Плана действий по членству в НАТО лишило Украину военной помощи в настоящем. «Сегодня бы уже под Крымом стояло несколько эсминцев военно-морских сил Соединенных Штатов», — сокрушался премьер-министр.
Особое мнение высказала Юлия Тимошенко. «Я также разговаривала с нашими иностранными партнерами, и они также подтверждают — российские войска на границах, и просят не делать никаких движений. Мы должны их послушать, потому что без них мы абсолютно бессильны. Поэтому мы должны сегодня умолять все международное сообщество стать на защиту Украины. Это наша единственная надежда. Ни один танк не должен выехать из казармы, ни один солдат не должен поднять оружие, потому что это будет означать проигрыш. Никакого военного положения и активизации наших войск! Мы должны стать самой мирной нацией на планете, просто вести себя как голуби мира», — сказала лидер самой крупной партии в правящей коалиции.
В результате единственным, кто ратовал за объявление военного положения, оказался глава Рады Турчинов. Формально он мог принять такое решение самостоятельно, но, не найдя поддержки в политическом истеблишменте, не рискнул пойти на такой шаг. Итогом заседания стало поручение Минобороны подготовить приказ о мобилизации, но и он был подписан лишь спустя неделю — 7 апреля 2014 года.
«Ковбой» сменит «Кролика»?
Реакция экспертов на стенограмму предсказуемо резкая. Участников Совбеза Украины упрекают в «сдаче» Крыма и национальных интересов Украины. «Когда вас в темной подворотне вдруг бьют по лицу, теоретически есть два варианта ответной реакции. Либо тут же ответить ударом, либо устроить дискуссию и поиграть в непротивление злу насилием. Как подсказывает жизненный опыт, первый вариант — эффективен, потому что позволяет выжить и остаться собой, защитив все важное для себя», — пишет депутат Дмитрий Тымчук. «История сама рассудит, кто был прав и осторожничал, в ком говорила конъюнктура, а в ком — трусость и желание остаться на плаву в угоду собственным амбициям», — пишет другой депутат — Мустафа Найем.
«Эти люди оказались абсолютно неподготовленными к решению такого рода задач. Они не читали закона Украины «Об обороне государства». Если бы они читали закон, то в этот период времени после доклада и.о. министра обороны Тенюха они должны были бы привести страну в боевую готовность, то есть объявить всеобщую мобилизацию государства, привести страну к состоянию отражения военной угрозы. Но этого сделано не было», — отметил бывший начальник Генерального штаба ВСУ Анатолий Лопата.
Из России украинских политиков поддерживает бывший замминистра энергетики РФ Владимир Милов. Откровенно сочувствуя им, он считает произошедшее выбором «между очень плохими и очень-очень плохими вариантами реалистичных решений, с крайне узким пространством для маневра». При этом Милов уверен, что по прошествии двух лет это «добавит очков Турчинову, который занимал тогда ковбойскую позицию». Возможно, в этом Милов и прав. Обращает на себя внимание тот факт, что публикация выгодной Турчинову стенограммы состоялась в момент обсуждения его кандидатуры на пост премьер-министра. «Ковбой» может сменить «кролика». России предстоит сделать из этого свои выводы.
Сергей Аксенов
Комментариев нет: