Операция Ы гетьмана Сагайдачного


Это мы, конечно же, о совместных учениях «Си Бриз-2017». Точнее, о поиске турецкой подводной лодки «Батырай». (А вовсе не «Батирай», как пишут. Знаете, что роднит турецкий и русский языки? В них обоих есть звук «Ы». Вот так-то). Главным героем нашей разухабистой диванной аналитики станет «Гетман Сагайдачный».
Исходные условия были такими. С украинской стороны выступает «Сагайдачный», плюс противолодочные вертолеты Ми-14ПЛ и Ка-27ПЛ. С американской — крейсер «Хью Сити» и противолодочный самолет Р-8 «Посейдон». Задача: найти турецкую подлодку «Батырай». Причем насколько можно судить, о совместной работе речи не было: сначала лодку отыскивает украинская сторона, потом то же самое делает американская.
Украинская сторона задачу выполнила. Описывается это так: оба вертолета сбросили гидроакустические буи, их посредством с лодкой был установлен контакт, дальше вперед выдвинулся «Сагайдачный», каковой получил данные с буев и установил контакт с лодкой с помощью собственного гидроакустического комплекса. Тут хохлы пишут:

Украинские моряки больше часа «вели» турецкую подводную лодку и контролировали ее перемещения, что в реальных боевых условиях позволяло гарантированно уничтожить противника.
Мы детально скажем, чем бы это все с гарантией закончилось «в реальных боевых условиях». Но потом. Сначала маленький ликбез, просто на всякий случай.
Пошел ты к бую!
Так сказал один из лирических героев Даниила Хармса и это имеет отношение к вопросам противолодочной обороны; плевать, что бедный Хармс об этом и подумать не мог. Одним из важных средств поиска подводных лодок являются гидроакустические буи. Они же радиогидроакустические буи, они же РГБ, они же РГаБ, они же sonobuoys.
Что это такое? Говоря совсем грубо, это цилиндрическая по форме хреновина, которая, упав в воду, начинает плавать вертикально, выпускает из себя вниз гидроакустическую антенну, вверх — радиоантенну, после чего начинает передавать через второе то, что слышит первое.
Как хреновина выглядит? Например, вот так:
Понятно, что для противолодочного самолета РГБ — главное средство обнаружения подлодок. Единственная возможность, летя в воздухе, слышать, что происходит под водой. Но буи применяются и вертолетами (хотя у них еще есть опускаемая гидроакустическая станция), и даже надводными кораблями. Здесь буй начинает работать как телекамера на охраняемом периметре — он позволяет тебе находиться в нескольких местах сразу.
В общем, очень важный инструмент.
How Stuff Works
Здесь мы кратенько опишем, как эта система МОЖЕТ выглядеть в действии. Для простоты у нас один патрульный самолет выступает против одной подлодки.
1. Нулевое приближение. У нас есть определенный рубеж, который мы должны перекрыть — вражеские лодки, пытающиеся сквозь него просочиться (вечно они туда лезут), должны стабильно отправляться на грунт. Садимся в противолодочный самолет и летим туда.
2. Первая линия. Почесав репу, прикидываем, где может пойти вражеская лодка. Летим по прямой и ставим «пунктир» из буев. Буи ненаправленные, они не дадут пеленг на контакт, только сообщат, что где-то не очень далеко что-то есть. Зачем такие нужны, если есть направленные? Ненаправленные чувствительней. Сейчас, когда контакта нет вообще, это важнее, чем координаты контакта.
3. Ага, сказал Зигмунд. Ситуация вымышленная, поэтому везет нам сразу: с одного из буев пошел сигнал. Не особо сильный, но это и не нужно. Положение буев отмечается на карте. Летим обратно. Допустим, что у нас уже есть некая уверенность: лодка должна быть примерно вот здесь. Тогда мы сбрасываем еще одну серию, но это уже направленные буи и ставим мы их не в линию, а в форме кольца (и мы надеемся, что в центре его окажется понятно что). Нам опять везет: почти все эти буи дают устойчивый сигнал, а пеленги пересекаются на карте примерно в одной точке.
4. Почти. А вот теперь сбрасываем активный буй. Активный — значит, он уже дает импульсы сам. Ага, те самые легендарные «ПИНГ!». И принимает эхо. Тут происходят две вещи. Во-первых, мы узнаем положение вражеской лодки настолько хорошо, что уже можем точно применить оружие. Во-вторых, вражеская лодка узнает, что на нее охотятся, причем эта охота почти завершена.
5. Endgame. Последняя верификация: мы проходим на малой высоте и смотрим, что показывает детектор магнитных аномалий. Вещь очень точная. Радиус действия — несколько сотен метров, но больше уже и не нужно. Ага, большая масса металла налицо. Все. Еще один заход — торпеда пошла. Поскольку мы все проделали идеально, она шлепнется в воду прямо у бедолаг над головами, в режиме поиска опишет где-то один круг, а то и меньше, захватит лодку, перейдет в режим атаки и — бац! Причем все это произойдет настолько быстро, что подводники вообще ничего не успеют сделать.
Чего, сложно? А IRL все бывает куда веселее. Во второй половине 80-х годов СССР провел операции «Апорт» и «Атрина». Участвовали в них лодки проекта 671РТМ, уже вполне приличные в плане малошумности. И у американских противолодочников началась веселая жизнь. Линия установлена, предварительный контакт есть, надо уточнять — и тут этот контакт — хлоп! — и исчезает. На ровном месте. В гидроакустике такое запросто, особенно если гидрология района сложная, а контакт и сам по себе был не сильно шумящим.
Что дальше? Начинать все сначала. Ну, они и начинали. И вновь начинали. И вновь. А потом стало ясно, что пойти к бую придется не в противолодочном, а в метафорическом смысле: буев на складах не осталось.
Теперь от метафорического хождения к бую мы плавно переходим к военно-морским хохлам.
Что можно увидеть
Итак:
1. Два вертолета устанавливают контакт с вражеской ПЛ.
2. Данные с буев передаются на надводный корабль (НК).
3. НК выдвигается в район, устанавливает контакт с ПЛ посредством собственного гидроакустического комплекса (ГАК) и удерживает его «более часа».
4. Все пьют шампанское.
Весь вопрос в том, какие здесь задачи реально ставились.
Первый вариант. Просто убедиться, что вертолеты летают, буи работают, данные с них даже можно перенаправить на «Сагайдачный», ГАК «Сагайдачного» тоже работает и главное — весь личный состав знает, когда на какую кнопку нажимать. В нынешнем состоянии ВМСУ это действительно достижение и если все прошло безупречно, то да, можно и по бокальчику шампанского. Вот сейчас я совершенно без иронии. Хохол может сколько угодно рассказывать, что у них все в шоколаде, но я еще ни разу не слышал, чтобы он стал это делать про свой военный флот.
Кстати, в украинском ролике есть такая склейка: показывают летящий Ми-14, а потом облет «Батырая» в надводном положении с вертолета (в верхней части кадра видны мельтешащие лопасти). Что и наводит на всякие разные мысли о том, что вертолет облетел лодку, лодка погрузилась, а вертолет сбросил буи, которые волшебнейшим образом тут же дали сильный и устойчивый контакт.
Если речь идет о чем-то «приближенном к боевым», то это более, чем полная мерзость. Так нельзя. Ни в каком флоте. Ни в каких вооруженных силах.
Но если речь идет о некой проверке, испытаниях, то так даже лучше. Тем более, что хохлы пишут:

В настоящее время рассматривается вопрос подготовки радиогидроакустической подсистемы к государственным испытаниям и принятию на вооружение ВМС ВСУ.
Вот, дети, как плохо не иметь хотя бы одной самой паршивенькой подлодки, которая изображала бы условного противника. Хоть на учениях, хоть на испытаниях. Приходится идти к туркам с протянутой рукой.
И второй вариант. Цитируем еще раз:

Украинские моряки больше часа «вели» турецкую подводную лодку и контролировали ее перемещения, что в реальных боевых условиях позволяло гарантированно уничтожить противника.
Вот, блин, молчали бы лучше. Знаете, что бы это на самом деле означало? А вот что:
Сейчас других вариантов просто нет. В прошлом остались героические времена, когда над обнаруженной подлодкой мог начать глумиться кто угодно, хоть вооруженный траулер. Сейчас в ситуации «ПЛ против НК» преимущества у ПЛ. Она обнаружит тебя значительно раньше, чем ты ее, а с тяжелыми телеуправляемыми торпедами не поспоришь. А если у тебя ведро типа «Сагайдачного», то и с залпом из четырех, скажем, «Гарпунов» тоже как-то не особо.
Это мы еще этак молчаливо исходим из того, что на «Сагайдачном» есть нормальное противолодочное оружие. Нет, РБУ за таковое мы считать не будем. Потому что запускаемые из РБУ так называемые РГБ (реактивные глубинные бомбы) дальше 6 километров не летают, и на такой дальности попасть ими в лодку можно только случайно, эффективная дальность — гораздо меньше (самые свежие РГБ типа 90Р1 имеют эффективную дальность около 4.300 метров — но у хiхлов таких нету, их даже у флота РФ пока не очень много, поскольку это не тупая бомба, а умная самонаводящаяся). В то же время дальность хода современной тяжелой торпеды составляет 30 километров и более, и убежать от торпеды надводный корабль не может — она самонаводящаяся, и идет заведомо быстрее, чем скорость хода корабля. Другими словами — ПЛ утопит «Сагайдачного» куда раньше, чем он сможет подойти на дальность обстрела из РБУ. По факту РБУ вообще непригодны для борьбы с современными ПЛ, и используются в основном для попыток уничтожить идущие на корабль торпеды или для стрельбы по якорным минам.
В общем, охотник за подлодками сам к ПЛ на дальность выстрела не подходит — это смертельно опасно. Подлодку окучивают авиационной торпедой с вертолета — и даже это смертельно опасно, поскольку хитрые русские придумали запускать ракету «Игла» прямо из-под воды, с использованием специального зенитного перископа и выдвижного контейнера.
В рамках решения этой проблемы российские корабли (например, современные фрегаты) вооружены ракетами-торпедами 91Р1 и 91РТ2 комплекса «Калибр». Они эффективны против подлодок на дальности до 40 километров. Устроены эти ракето-торпеды довольно хитро — они представляют из себя крылатую ракету, которая несет авиационную самонаводящуюся противолодочную торпеду, которую и сбрасывает в нужной точке моря. Сброшенная торпеда начинает носиться по расширяющейся спирали, пытаясь запеленговать подлодку своей головкой наведения. И как только запеленгует — так сразу разворачивается и мчится к ПЛ. Ну и дальше Галина Бланка — буль-буль, буль-буль.
Разумеется, у хохлов ничего подобного нету. Поэтому только РБУ, только хардкор. Не, ну в теории они еще могут пострелять в лодку торпедами из четырех надводных 533-мм аппаратов — но что-то я сомневаюсь в том, что у хiхлов еще остались годные противолодочные торпеды такого калибра. Ничего лучше СЭТ-65 «Енот-2» у них не может быть в принципе, а там дальность хода – всего 16 км, дальность эффективного выстрела — 5500-6500 м., и самое главное — срок хранения этой торпеды всего 10 лет, она же электрическая. У нее давно батареи сгнили.
a-lamtyugov
 

Комментариев нет: