Казахский гамбит или успокоительная пилюля для Украины
Украинские новости радостно несут
очередную перемогу украинской дипломатии: Порошенко и Назарбаев
подписали двустороннее экономическое соглашение.
«Сегодня
было продемонстрировано, что Казахстан для Украины является «окном в
Азию», и, я надеюсь, что Украина для Казахстана является «окном в
Европу». Мы имеем огромный потенциал двусторонних отношений в
экономической, политической, гуманитарной, социальной и других сферах», - сказал президент во время встречи с представителями СМИ.
Красивая
картинка, красивые слова, хорошие идеи, в принципе, обычное соглашение,
которые часто и густо подписывают страны между собой. Но что стоит за
этим соглашением и чем оно может обернуться, в первую очередь, для
Украины?
Для
начала два немаловажных факта. Во-первых, такое соглашение уже
существует в рамках СНГ между двумя странами. Но так как Украина вышла
из этого союза, то логично, что подписали новое или дополнительное.
Во-вторых, Порошенко полетел в Астану сразу из Франции, а это уже
поинтереснее.
Все
мы прекрасно помним, что Россия наложила продуктовое эмбарго на товары
из ЕС, США, Канады и других в ответ на их санкционную политику. Поэтому
эти страны пытаются провезти свои товары всеми возможными нелегальным
способами, особенно через страны единого экономического с Россией союза.
Раньше через Белоруссию, теперь вот Казахстан. Но это только догадки, а
теперь кое-что поинтереснее.
Россия
не предоставила Украине транзитную квоту на 4 квартал 2015 года. С 1
октября не поступило ни одного разрешения на транзитное перемещение
украинского грузового транспорта по территории Российской Федерации.
Таким образом, Украина может поставлять свои товары только обходными
путями: морем через Турцию и Грузию, а там морем в Казахстан,
авиатранспортом опять же через эти же страны, или автомобильным через
страны ЕС, Турцию (в прямой близости от зоны конфликта), Иран и
Туркменистан. Немалый такой маршрут и экономически очень не выгоден
из-за длины или перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.
А
вот Казахстан может отправлять свои грузы как обычно, то есть
кратчайшим маршрутом через Россию. И становится непонятным, кто от этого
выиграл. Даже если украинские и европейские товары будут возить
казахстанские перевозчики, то и конечная стоимость украинских товаров
будет выше, и деньги на этом будут зарабатывать опять же не украинские
фирмы. Скорее всего, под флагами Украины ездить будут совсем другие
конторы и возить санкционные товары.
Возможно,
Руина может предложить казахам что-то стоящее в плане товаров? Так
опять же зачем, когда все точно такое же и даже лучше можно купить в
России или Китае.
Но
дальше - интереснее. Петр Порошенко пригласил инвесторов из Казахстана
участвовать в процессе приватизации государственных предприятий Украины.
"Представьте себе, что в Украине еще осталось более 1800 объектов,
которые принадлежат государству. Совершенно непонятно, зачем они
государству", - сказал он. Глава государства отметил, что речь идет
о предприятиях, "начиная от крупных заводов и заканчивая линиями
электропередач, начиная от портовой инфраструктуры и заканчивая
коммунальной собственностью".
И
сразу все становится понятно – Порошенко срочно ищет денег, чтобы
раздать долги, поэтому готов продавать все и вся, включая ржавые трубы.
Только зная, как у нас происходит приватизация, что-то сомневаюсь, что
хоть десятая часть от продажи госсобственности пойдет в бюджет. А казахи
проворачивают свой гамбит, получая неплохой приток финансов.
Подытожить
данное экономическое соглашение достаточно просто – рядовые украинцы
фактически от этого ничего не выиграют. Зато правительство и Шоколадный
Король отчитались о том, что они что-то делают для красивых заголовков и
отвлечения внимания от насущных проблем и дефолта.
Комментариев нет: