«Южмаш» возобновит сотрудничество с «агрессором»

Несмотря на действующий запрет военно-технического сотрудничества Украины с российскими предприятиями, Киев дал зеленый свет днепропетровскому «Южмашу» на обслуживание двух стартов ракеты «Зенит» с космодрома Байконур.

Также «Южмаш» в дальнейшем намерен при поддержке Роскосмоса запустить с Байконура украинский спутник вещания «Лыбидь». По словам гендиректора Южмашзавода Сергея Войта, предприятие получило от украинских властей все необходимые документы, чтобы направить на Байконур группу технических специалистов для обслуживания запуска ракеты «Зенит» уже в июле этого года.


На «Южмаше» внезапный возврат к деловым переговорам с Россией объясняют тем, что, данный проект касается мирного космоса, в связи с чем никаких препятствий со стороны властей быть не должно. Напомним, что летом 2014 года президент Украины Петр Порошенко запретил любое военно-техническое сотрудничество с Россией. Причем эта мера касалась любой продукции двойного назначения, которая может использоваться как в военных, так и в гражданских целях.

Из-за прекращения сотрудничества с российскими коллегами, «Южмаш» оказался в крайне тяжелом экономическом положении. «Непредсказуемый и внезапный разрыв устоявшихся хозяйственных связей с крупнейшим внешнеэкономическим партнером Украины обусловил катастрофическое падение объемов производства, которое в машиностроительном секторе составило, в среднем, более 20%. Особенный урон понесли предприятия, большую часть портфеля заказов которых обеспечивали российские заказчики. Пострадал и «Южмаш» - так комментировался запрет на официальном сайте предприятия.

Вновь вернуться к сотрудничеству с российскими ракетостроителями «Южмаш» вынудили сугубо экономические причины. По имеющейся информации, украинским специалистам для выполнения запуска спутника «Лыбидь» требуется получить из России двигатель РД-171, систему управления и, собственно, организовать сам запуск. Цена вопроса: 150 000 долларов за двигатель и порядка 15 млн. долларов - запуск на Байконуре. При этом альтернативные варианты запуска и доставки спутника на орбиту оцениваются в $ 60 млн и займут около двух лет.

Как оказалось, при таком финансовом раскладе продукция двойного назначения превращается в исключительно гражданскую, «мирную» и партийная линия Киева «о вероломном нападении со стороны России» может обзавестись некоторыми исключениями - война на земле, а в космосе дружба.

На самом деле в этой ситуации нет ничего удивительного. Эксперты, да и просто более-менее осведомленные люди, еще на заре противостояния Украины с Россией, говорили о том, что «Южмаш», равно как и большая часть украинского машиностроения, не переживет разрыв кооперационных связей с «агрессором». Эти отношения складывались десятилетиями в рамках развития научно-технического потенциала СССР. Альтернатива этому - долгие годы тяжелой работы и десятки миллиардов инвестиций, которых нет.

Порошенко, рубанувший с плеча эти исторические связи на волне антироссийской истерии, видимо не ставил перед собой задачу разобраться в деталях. И этот эксперимент украинского президента обошелся дорого. После демонстративного запрета на сотрудничество в научно-технической сфере, в Москве отказались от закупок двухступенчатых ракет-носителей среднего класса «Зенит», финальную сборку которых и осуществляли специалисты «Южного». Кроме того, днепропетровский завод прекратил осуществлять техническое обслуживание старых российских МБР. Потеряв эти заказы, предприятие лишилось существенной части доходов.

Согласно имеющимся данным, в 2014 году объемы поступления денежных средств от производства ракетно-космической техники сократились по сравнению с 2013 годом на 33%. При этом поступления денежных средств по российским контрактам упали за год в 17 раз - с 468 млн грн до 28 млн. Иностранные заказы, которые в общем портфеле также имелись - не смогли компенсировать потери из-за отказа работать с Россией. А обещания президента о грядущих госзаказах, которые он озвучивал во время визита на предприятие, пока таковыми и остаются.

Тяжелое финансовое положение, спровоцированное отсутствием заказов, не заставило себя долго ждать. К настоящему времени предприятие накопило более, чем полугодовую задолженность по заработной плате. За последние три месяца работники приняли участие в 10 акциях протеста, пытаясь обратить внимание руководства Украины на проблемы легендарного производителя ракетно-космической техники. Но особых успехов работники не добились. В конце января «Южмаш» в полном составе отправился в отпуск, который по сути продолжается до сих пор.

Стоит отметить, что проект, внезапно наметившийся с Россией, по запуску украинского спутника пока также под сомнением. Коллектив предприятия, не получавший зарплату с лета, начал рассыпаться еще в прошлом году - многие специалисты покинули предприятие в поисках другой работы, а некоторые и Украину. Сможет ли руководство флагмана украинской промышленности в приемлемые сроки собрать разбежавшийся коллектив?

Дмитрий Заворотный

Комментариев нет: